Он соединил искусство и жизнь

Ушёл из жизни Евгений Татарский – режиссёр «Золотой мины», «Приключений принца Флоризеля», «Колье Шарлотты» и многих других известных кинолент

Ушёл из жизни Евгений Татарский – режиссёр «Золотой мины», «Приключений принца Флоризеля», «Колье Шарлотты» и многих других известных кинолент

Всё случилось быстро, внезапно, и потому произошедшее увеличивает чувство печали и потери неоднократно. Евгений Маркович всегда производил впечатление бодрого и энергичного человека. Профессия как-никак обязывала. Он шёл к своей цели упорно, меняя судьбу порою резко, но неуклонно ставя перед собой задачу: встать по другую сторону кинокамеры и громко скомандовать в рупор: «Мотор!» И он своей цели достиг, заняв на старейшей киностудии «Ленфильм» своё, особое место мастера жанрового кино.

Нынче, когда по многим телеканалам крутят наше прежнее кино, ленты Евгения Татарского регулярно возникают на экране. И если вдуматься, то сегодня по ним можно изучать, каким было наше кино тогда, когда не надо было думать о продюсерах и спонсорах. А было оно увлекательным, занимательным, интересным и человечным. Жизненный опыт Татарского, помноженный на его знания и умения (ведь он не один год трудился вторым режиссёром у мэтров!), давал яркие результаты. Сегодня, когда попадаешь на показ «Золотой мины», очередной раз удивляешься тому, как крепко сделано это кино, в котором так блистательно раскрываются актёрские таланты наших звёзд от Олега Даля до Михаила Глузского. То был дебют Татарского в полнометражном телекино.

А потом были и горячо любимые миллионами телезрителей «Приключения принца Флоризеля», и «Колье Шарлотты», и «Джек Восьмёркин – американец». И конечно, нашумевший «Тюремный романс», выросший из реальной криминально-любовной истории. А далее – снова сериалы и про улицы разбитых фонарей, и про Ниро Вульфа. Критики справедливо говорили о персональном стиле лучших лент Татарского, который отличали сочетание захватывающих историй, умение раскрывать актёрские дарования и видная невооружённым глазом ирония, которую сегодня стоит назвать доброй. 

Евгений Маркович любил тот мир, в котором жил и трудился. И мир платил ему уважением. Его знал весь кинематографический Петербург, и потому однажды коллеги по миру десятой музы доверили ему руководство своим союзом на берегах Невы. И как мог, Евгений Татарский нёс эту нелёгкую для любого творца ношу руководителя и невольного чиновника. И всё же творчество влекло и занимало его куда больше. Он с головой погружался в него, снимая то, что было интересно не только ему самому, но и тем зрителям, о которых он думал постоянно. И для которых он снимал своё замечательное кино. 

Они были, есть и останутся с нами – фильмы Евгения Татарского, человека и режиссёра, который знал жизнь и знал искусство. И знал, как их соединить вместе так, чтобы нам, зрителям, было интересно. Нам и сейчас интересно. И мы вновь будем наблюдать за приключениями героев «Золотой мины» и за похождениями принца Флоризеля с тем же интересом, как и тридцать лет назад. Только на этот раз вспоминая о том, кого уже нет рядом с нами.

Сергей Ильченко, кинокритик

 

эпизоды

О первой работе

Дважды потерпев фиаско при поступлении в Театральный институт, Татарский всё-таки не расстался с мечтой и устроился на киностудию «Леннаучфильм» разнорабочим. Такая работа не особенно радовала молодого человека, мечтавшего стать помощником режиссёра. 

– Женя, ты должен терпеть, – успокаивал его друг Мишка, – знаешь, Мравинский начинал с рабочего сцены, у тебя хорошее начало творческой биографии!

Он терпел почти год, но никаких перемен не намечалось. Юноша начал задумываться о том, чтобы уйти со студии и устроиться в пароходство, ведь в армии он был хорошим радистом. И именно в тот день, когда он окончательно решил уйти с «Леннаучфильма», его обрадовал начальник производства: «Значит, так, Татарский. Пойдёте работать на картину «Коклюш». Помощником режиссёра». 

О победе и поражении

Работая вторым режиссёром на «Ленфильме», Татарский был зачислен на третий курс отделения режиссуры телевидения ЛГИТМиКа (к тому времени он уже окончил Институт культуры заочно). Дипломный короткометражный фильм «Пожар во флигеле» по рассказу Драгунского получил главный приз на фестивале в Мюнхене.

– А в это время… меня исключили из института, потому что я пропустил последнюю сессию, – рассказывал он. – У меня были несданные предметы. Не мог я одновременно снимать кино, которое было плановой единицей киностудии «Ленфильм», и сдавать сессию! Мне не дали диплома, но я получил Гран-при международного кинофестиваля. И ворота телевидения – не калитка, а ворота – были открыты. Ногой причём.

О будущем

На вопросы о планах Татарский отвечал бескомпромиссно: «Я очень хорошо помню Булгакова: «Никогда ни у кого ничего не просите – сами придут и всё дадут». Так всегда и было».

Подготовила Светлана Лещишина

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.