Опоздавший реформатор
Есть политики, которые, уйдя из власти, затихают так, что становится непонятно, живы ли они, и если да, то в каком качестве. Другие пересекают барьер, сменяют бег на шаг и останавливаются. Борис Немцов продолжил бег и после, вложив в него все не растраченные во власти силы
«Было два Нижних Новгорода: до Бориса Немцова и после – так отзывались о Борисе Немцове мои знакомые нижегородцы. – До него – обычный советский индустриальный центр Горький. Из Нагорной части в Канавинскую через Оку – три моста. Ни по одному из них после десяти вечера не ходил общественный транспорт. Ни нормального уличного освещения, ни кафе и ресторанов, какой-то рабочий посёлок. Когда в 1997 году Немцов уехал из Нижнего, это была почти Москва».
Как показали результаты губернаторских выборов 1995 года, так думали большинство жителей и города, и всей Нижегородской области. В отличие от других губернаторов той поры Немцов не имел советского управленческого стажа и не скрывал своего согласия с продолжавшимися рыночными реформами. И не мог, да и не хотел обещать, что в случае его победы «жизнь будет как при Брежневе».
Но несмотря на то что в 1995-м к разочарованию от реформ прибавилась первая чеченская война, Немцов победил в первом туре, взяв почти 60 процентов голосов. Пожалуй, ни один молодой реформатор в новейшей истории России ни до, ни после не получал такой народной поддержки.
Губернаторов выбирали на четыре года. Если бы Немцов остался в Нижегородской области до 1999 года, его судьба могла бы сложиться по-другому. А может быть, и судьба страны. Но в марте 1997 года Немцов согласился войти в правительство России. В его ведении оказались социальные реформы, жилищное строительство, естественные монополии и некоторые другие темы, способные поссорить вице-премьера как с рядовыми гражданами, так и с олигархами. До весны следующего года Немцов работал в кабинете Виктора Черномырдина. Потом, не без его рекомендации, правительство возглавил Сергей Кириенко – уроженец Нижнего, и Немцов стал его замом. Через четыре месяца случился памятный дефолт 1998 года…
В те дни Борис Ельцин позвонил Немцову и сказал, что тот не виноват в случившемся и может работать в правительстве и дальше. С этим не поспоришь. Нынешние критики реформ, перечисляющие Немцова через запятую после Гайдара и Чубайса, демонстративно забывают, что в федеральных органах власти Борис Ефимович оказался лишь в 1997 году. К этому времени были давно отпущены цены, проведены ваучерная приватизация и залоговые аукционы. Не говоря уже о том, что Немцов не обещал лечь на рельсы, если кто-то пострадает от реформ. В любом случае Немцов был «молодым реформатором» только по возрасту. Самые трудные и проблемные реформы были проведены не им, а до него. Остаться в правительстве Немцов отказался. И ушёл из власти. Как оказалось, навсегда.
Немцов в любом деле не жалел ни энергии, ни слов. Например, он не только критиковал первую чеченскую войну, но и собрал в своей области миллион подписей за её прекращение. Был жёстким противником и Березовского, и «красных директоров». И в оппозиции оказался одним из самых энергичных и непримиримых её лидеров. И когда его фракция ещё была в Госдуме, и когда не взяла проходной барьер на выборах 2003 года. Это, казалось, только прибавило Немцову сил. Антикоррупционные брошюры, конференции, митинги, задержания…
Есть политики, которые, уйдя из власти, затихают так, что становится непонятно, живы ли они, и если да, то в каком качестве. Другие пересекают барьер, сменяют бег на шаг и останавливаются. Борис Немцов продолжил бег и после, вложив в него все не растраченные во власти силы. Он, пожалуй едва ли не единственный из высшей политической элиты, вернулся в низовую, но всё же официальную политику – стал депутатом Ярославской областной думы. Бег был прерван в ночь на 28 февраля.