Сахалинский губернатор стал первой ласточкой?
Первым российским губернатором, задержанным прямо на рабочем месте, стал глава Сахалинской области Александр Хорошавин
Вчера Александр Хорошавин остался один. Со дня на день он останется один на один со следователем
Первым российским губернатором, задержанным прямо на рабочем месте, стал глава Сахалинской области Александр Хорошавин. Это прецедент. До вчерашнего дня чиновники такого ранга по факту считались неприкасаемыми. Мэров городов задерживали, а заподозренных в криминале губернаторов сначала отстраняли от должности и лишь затем возбуждали уголовные дела, впрочем, без серьёзных последствий.
Хорошавина же задержали демонстративно жёстко, заставив его сначала присутствовать при обысках у него на работе и дома и затем, заковав в наручники, под конвоем этапировали в Москву для дальнейших допросов в Следственном комитете. Вместе с ним в столицу также под конвоем отправились несколько соратников.
При этом ничего особо выдающегося в плане криминала в деле Хорошавина пока не просматривается. Глава ФСБ России Александр Бортников так и сказал журналистам: «Обычная коррупционная составляющая». Из скупых подробностей, сообщённых Следственным комитетом и ФСБ, следует, что речь идёт об уголовных делах двух сахалинских компаний «Росстрой» и «Энергострой», одна из которых якобы смошенничала на 56 миллионов рублей, другая что-то нахимичила при строительстве дороги и мусорного полигона. К этому считают причастным и губернатора, дома у которого нашли крупную сумму денег (рублей и валюты), а также дорогие часы, телефоны и украшения.
Впрочем, схожие по размеру и даже большие суммы не раз находили у чиновников среднего звена и разного рода оборотней в погонах по всей стране. Почему так не повезло именно Хорошавину? Наступили новые времена. По мнению первого вице-президента Центра моделирования стратегического развития Григория Трофимчука, антикоррупционная тема в России на фоне сложной международной обстановки не закончилась, как считают многие, а развивается, причём, судя по последнему прецеденту, ещё более активными темпами.
Против главы Сахалина сыграл и другой геополитический фактор: на Дальний Восток сейчас возлагаются особые надежды в плане привлечения инвесторов Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Дальнему Востоку Москва уделяет повышенное внимание, особенно в последнее время, так как это потенциальный объект для азиатских инвестиций. – говорит Трофимчук. – Россия не может позволить себе закрывать глаза на коррупцию в регионе, особенно на фоне усиления западных санкций, поэтому идёт ужесточение.
Ещё в 2013 году на Хорошавина обрушился вал критики: за «мерседесы» для администрации по 8 миллионов рублей, за два новых вертолёта – формально для медицинских нужд, а реально – для чиновников, за 700 миллионов бюджетных средств «на улучшение имиджа» губернатора. В рейтинге губернаторов Хорошавин опустился до 76–77-го мест из 83, но он спас ситуацию, потому что с экономикой области всё очень даже неплохо, – ВРП на душу населения здесь один из самых высоких в России.
Сахалин – это нефть и газ, прекрасный по качеству уголь, ценнейшие морские биоресурсы и огромный туристический потенциал. Нужно было просто не злить местное население показной роскошью и не участвовать в коррупционных схемах. Но, видимо, Хорошавина подвёл местный менталитет. Ещё со времён Российской империи главы отдалённых от столиц восточных областей обладали широчайшими правами и привилегиями: могли казнить, прощать, раздавать друзьям золотые прииски, основывать города, вводить свои налоги… Да и сейчас жизнь там идёт по принципу: Москва далеко, а губернатор со своими судами, полицией и прочим административным ресурсом близко. При этом у дальневосточных глав регионов хорошие личные связи со столицей, откуда регулярно приезжают полюбоваться местными красотами и порыбачить влиятельные силовики, чиновники, бизнесмены, увозя с собой вёдра красной икры и ящики с рыбой, потому что пойманное своими руками в заповедных местах, куда только вертолётом можно долететь, – это совсем не то, что купленное в магазине.
Дело Хорошавина не означает открытие сезона охоты на губернаторов. Главы регионов – штучный товар, доверенные лица руководства страны, и разбрасываться такими кадрами никто не собирается, даже если иногда те позволяют себе лишнего. Но былой неприкосновенности, иммунитета к уголовному преследованию их как простых смертных у них со вчерашнего дня нет.