Скорая на расправу
Петербуржцы шокированы бесцеремонным обращением медиков с пациентом. Врачи говорят, что это только вершина айсберга проблем скорой помощи
На этих кадрах видно, как медики буквально волокут пострадавшего по земле. По неутешительным прогнозам, скоро и такой брутальный способ транспортировки больных может показаться роскошью
В Сети появилось скандальное видео, снятое камерой наружного наблюдения у дома № 5 по улице Кржижановского, что в Невском районе Петербурга. На нём сотрудники медицинской бригады скорой помощи тащат мужчину за руки и за ноги, кладут возле машины прямо на землю, а затем, пытаясь погрузить его в автомобиль, пинают ногами и даже пару раз ударяют чем-то вроде тряпки. Видео молниеносно облетело интернет и дошло до федеральных телеканалов. Заинтересовался случаем и Следственный комитет – уже возбуждено уголовное дело по статье «неоказание помощи больному без уважительных причин».
Впрочем, помощь пациенту всё же оказали – его доставили в Александровскую больницу и поместили в реанимацию, зафиксировав многочисленные ушибы, гематомы, черепно-мозговую травму. К тому же 29-летний Денис Колпиков был пьян. Позже выяснилось, что он подрался ночью в подъезде с соседом. Соседи же и вызвали бригаду медиков. Хотя обстоятельства драки и причины тут отходят на второй план. На первом же остаётся вопрос: как такое вообще могло произойти? Сколько подобных случаев не попало в объектив видеокамеры? И что это – произвол конкретной бригады или рядовая жестокость врачей, о которой мы попросту не знаем?
Врачи и действующие сотрудники скорой помощи в один голос заявляют: оправдания их коллегам нет. Но это покаяние не вносит ясности в случившееся. Почему, например, медики не воспользовались носилками? Возможно, их просто не было в машине?
– В машине скорой медицинской помощи есть мягкие носилки, предназначенные как раз для подобных ситуаций (то есть случаев эвакуации из квартир, подъездов и тому подобное), – объяснил «НВ» один из фельдшеров скорой помощи Василий. – Вот только нести их согласно технике безопасности должны четыре человека, и взять их с двух сторон физически невозможно. А сегодня считается счастьем, если на бригаде трудятся два человека плюс водитель, как в данном случае. На «скорой» реально не хватает людей.
На злополучном вызове работали два фельдшера и водитель. Мог бы водитель помочь донести больного на носилках? Мог бы, но по закону не обязан, его дело – крутить баранку. Организовать доставку в стационар – задача фельдшера, а как – его проблема. Можно, например, звать на помощь соседей, прохожих, МЧС. Похоже, в данном случае никто не откликнулся. Пришлось выкручиваться самим – тем более «клиент» нетрезв, чего церемониться.
Кстати, по статистике Городской станции скорой помощи, примерно в 20 процентах случаев бригады «скорой» выезжают на вызовы к людям в состоянии алкогольного опьянения. Поведение таких пациентов непредсказуемо, иметь с ними дело не приятно. В неофициальных беседах медики признаются, что к алкоголикам в их среде отношение, мягко говоря, не слишком трепетное. Но разве это повод пинать пусть даже неприятного человека ногами? На Городской станции скорой помощи уже провели служебный разбор скандального вызова. Глава медучреждения Алексей Бойков вины подчинённых не отрицает.
– Вынесены дисциплинарные взыскания руководителю подразделения подстанции, с сотрудниками, выполнявшими вызов, расторгнут трудовой договор, – отметил вчера Алексей Бойков. – Документы переданы в прокуратуру. На всех подстанциях будет проведён внеочередной инструктаж с медицинским персоналом по медицинской этике. Я хочу принести извинения за действия своих сотрудников, но мне бы не хотелось, чтобы по одному эпизоду судили о работе всех фельдшеров. Эта ситуация выявила наличие проблем в нашей сфере – это и состав бригады, и 388-й приказ о порядке оказания скорой помощи, и закрытие вытрезвителей. Сегодня мы доставляем в наши крупные стационары пациентов в состоянии алкогольного опьянения, а больницы вынуждены работать как вытрезвители.
Изменения в системе оказания скорой медицинской помощи – в частности, сокращение состава бригад и отказ от санитаров – никак не способствуют повышению качества услуг. И каким бы диким ни казалось случившееся, увы, это лишь вершина айсберга.
– Наша городская скорая помощь семимильными шагами идёт к тому, что очень скоро врачей попросту не останется, – считает Лев Авербах, генеральный директор и главный врач частной станции скорой помощи. – Только треть всех машин в городе выезжает на вызов с врачами. На некоторых станциях на сутки нет ни одного доктора. Люди просто не хотят идти на эту работу.
Тем временем министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова дала поручение Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения осуществить по факту случившегося проверку.