Во всех серьёзных вопросах Минск заодно с Москвой

В словах и поступках белорусского президента нет никакого противоречия. Мне кажется, в России просто не совсем верно понимают стиль и эмоциональность выступлений Александра Лукашенко. Да, действительно, он иногда говорит резкие вещи – но их не стоит воспринимать всерьёз

В словах и поступках белорусского президента нет никакого противоречия. Мне кажется, в России просто не совсем верно понимают стиль и эмоциональность выступлений Александра Лукашенко. Да, действительно, он иногда говорит резкие вещи – но их не стоит воспринимать всерьёз.

Во время последней пресс-конференции Лукашенко упоминал о «возможности выхода Белоруссии из ЕАЭС». Но это – всего лишь ремарка, а основной посыл его семичасового выступления заключался, напротив, в том, что для Белоруссии союз с Россией очень важен. Более того, в ходе своей речи батька неоднократно подчёркивал своё настороженное отношение к Западу, а также отметил, что не стремится поехать на саммит Восточного партнёрства в Риге.

Я не вижу никаких оснований считать, что Белоруссия в последнее время «дрейфует на Запад». Отношения Белоруссии с Америкой и Европой на сегодняшний день гораздо хуже, чем их отношения с Россией. Минск вот уже более десяти лет находится под санкциями, с которыми Россия столкнулась лишь в прошлом году. В Белоруссии нет посла Соединённых Штатов, а от всего диппредставительства осталось всего пять или шесть временных дипломатов, в то время как в Москве работает крупное американское посольство. Есть и множество других нюансов, которые характеризуют отношения Белоруссии и Запада как ненормальные. И речь сейчас идёт как максимум о нормализации этих отношений, чтобы хотя бы приблизить их к тому уровню, на котором находится Россия. Но, по-моему, и это невозможно.

Вместе с тем нельзя говорить и об охлаждении отношений между Минском и Москвой. Чтобы не быть голословным, предлагаю взглянуть на основные этапы нашего сотрудничества в последнее время. Так, в начале этого года произошёл запланированный ещё несколько лет назад (при подписании соглашения о создании Таможенного союза) переход к Евразийскому экономическому союзу. График этого поэтапного перехода ни разу не нарушался и не был сорван ни одной из сторон. А этот союз – самое главное, на чём строится сегодня сотрудничество наших стран. Вдобавок ценность Союзного государства как очень тесной формы интеграции между нашими государствами со стороны Белоруссии никогда не подвергалась ни малейшему сомнению. А вот со стороны России – подвергалась.

 

Кроме того, стоит обратить особенное внимание на партнёрство России и Белоруссии в военной сфере. Весной прошлого года российский вице-премьер Дмитрий Рогозин прилетел в Минск и провёл большое совещание с руководством белорусского военно-промышленного комплекса. Он тогда сказал: мол, «Белоруссия в военной сфере теперь займёт для России место Украины». И она заняла. Ну и, наконец, когда самолёты НАТО появились в Польше и Прибалтике, Белоруссия разместила на своей территории зенитно-ракетные комплексы России. Какие ещё проверки прочности нашей дружбы тут нужны? Можно, конечно, возразить: «А как же торговая война?» Но, знаете, все эти торговые войны будут идти бесконечно, и не они составляют суть наших отношений. Во всех серьёзных вопросах Минск – всегда заодно с Москвой.

Между тем такая лояльность может Белоруссии дорого стоить. В этом году страну ждёт серьёзное политическое событие – президентские выборы. И не исключено, что Запад попробует использовать этот момент в своих целях и попытаться организовать местный «белорусский майдан», чтобы поставить во главе государства угодного ему человека. Да только ничего у них не выйдет – по украинскому сценарию Майдан в Минске никогда не пойдёт. Самое страшное, чего следует опасаться, – если ситуацию в Белоруссии попытаются дестабилизировать, устроив серию терактов.

В целом же в Белоруссии, в отличие от Украины, националистические силы находятся в упадке. Власть их не поощряет и никак не развивает. У этих сил нет толкового финансирования и даже собственных политических партий. Иными словами, в Белоруссии в принципе нет базы для массовых выступлений националистов, которыми могли бы воспользоваться западные агитаторы. В 2010 году во время выборов президента попытка устроить небольшой Майдан уже предпринималась, но его разогнали буквально за пять минут. А всех активистов на несколько месяцев рассадили по тюрьмам. Белорусская власть действует решительно: Лукашенко на Запад не оглядывается и оглядываться никогда не станет.

Батька Лукашенко. Друг, враг или так?

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.