«Полторы комнаты» набирают вес

Журналистам показали личные вещи Иосифа Бродского, доставленные в Петербург из Америки

Журналистам показали личные вещи Иосифа Бродского, доставленные в Петербург из Америки

Среди вещей, прибывших из-за океана, – как довольно крупные (например, кресла), так и совсем маленькие, но не менее важные для музея (этикетка от шампанского)

 

«Я хотела бы передать в дар Музею Анны Ахматовой в Фонтанном доме мебель, вещи и книги из последнего кабинета моего мужа. Прошу Вас в будущем разместить эти вещи в квартире Иосифа на улице Пестеля, когда в ней будет создан музей», – писала Мария Соццани-Бродская директору Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нине Поповой в августе минувшего года.

И вот из Нью-Йорка в наш город прибыл контейнер с весом содержимого около 700 килограммов. Два кресла (одно – вольтеровское), две пишущие машинки, напольная газетница, бюст Пушкина, сумка-портфель, «Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона», книги, книги, фотографии. Диплом о награждении Иосифа Бродского орденом Почётного легиона, подписанный президентом Франции Франсуа Миттераном. И даже такие «мелочи», как этикетка от бутылки «Советского шампанского», которое было выпито в день рождения дочери поэта. И большая алюминиевая бочка Coca-Cola, которая служила Иосифу Александровичу корзиной для бумаг…

А следом прибыло письмо Марии Соццани-Бродской, которая на сей раз писала: «Я очень рада, что вещи из кабинета Иосифа наконец-то добрались до Фонтанного дома… Мне очень повезло, что они попали в руки преданных и знающих людей… Я признательна сотрудникам музея за те силы, которые они вложили в оформление документов и вызволение контейнера из объятий таможни…» (Сотрудники музея Ахматовой и Фонда создания музея Бродского провели на таможне две недели!)

– Никакой музей никогда не создавался ни за неделю, ни за год, ни по решению правительства. Коллекция будущего музея Иосифа Бродского собиралась 25 лет. Первым, кто «пополнил» фонды будущего музея, был петербургский писатель, друг Бродского Яков Гордин, – справедливости ради отметила Нина Попова.

В Музее Ахматовой уже более десяти лет существует (и пользуется большой популярностью) экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского», где представлены вещи из дома поэта в городке Саут-Хэдли в штате Массачусетс – письменный стол, секретер, настольная лампа, кресло, диван, библиотека, коллекция почтовых открыток. Все эти реликвии также были переданы Марией Соццани-Бродской и Фондом наследственного имущества Иосифа Бродского.

Музей-квартира Иосифа Бродского будет открыт 24 мая. В квартиру № 28 в знаменитом доме Мурузи, что на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля, десятилетний Иосиф вместе с родителями въехал в 1950-м и прожил до отъезда в вынужденную эмиграцию в 72-м. Свои первые стихи (и не только первые!) поэт написал здесь, «на десяти квадратных метрах, которые были лучшими квадратными метрами в (его) жизни».

Музей с большим трудом создаётся вот уже 12-й год, но в том, что он откроется в день 75-летия нобелевского лауреата, и в том, что это событие станет знаковым для Года литературы в России, не сомневается никто. «Камнем преткновения» до последнего времени была бывшая соседка Бродского Нина Фёдорова, которая не намерена выезжать из квартиры, где прожила почти всю жизнь. Даже высокопоставленные чиновники признали ошибкой многолетние попытки её выселения-переселения. Принято решение о разделе квартиры. Для Нины Васильевны будут оборудованы отдельный вход, кухня, санузел.

– Схема перепланировки квартиры подписана тремя сторонами: Фондом основания музея, главой администрации Центрального района Марией Щербаковой и нашей соседкой – Ниной Васильевной Фёдоровой, – сказал сотрудник Музея Ахматовой (вероятный директор музея-квартиры Иосифа Бродского) Николай Солодников. – Но для того, чтобы первые посетители смогли войти в квартиру, предстоит ещё проделать большую работу – поднять и вернуть на место полы, укрепить перекрытия, сделать косметический ремонт там, где он необходим и где предполагается общей концепцией будущего музея. Непосредственно «полторы комнаты» трогать нет необходимости – они в прекрасном состоянии; сохранилось всё, вплоть до балконной двери.

После официального оформления передачи музея городу он станет одним из филиалов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

– В европейской музейной практике есть определения: музей-храм и музей-форум, – говорит Нина Попова. – 24 мая мы открываем музей-храм. На следующий день работы продолжатся. Будем делать всё для того, чтобы музей-храм стал музеем-форумом, необходимым нашему городу.

 

Для того чтобы первые посетители смогли войти в квартиру, предстоит ещё проделать большую работу – поднять и вернуть на место полы, укрепить перекрытия, сделать косметический ремонт там, где он необходим и где предполагается общей концепцией будущего музея.

Николай Солодников, сотрудник Музея Анны Ахматовой

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.