Цены пошли вниз?
Эксперт «НВ» анализирует ситуацию на продовольственном рынке Петербурга
Удивительно, но покупать многие продукты на рынках сейчас выгоднее, чем у сетевиков. Впрочем, если разобраться, то ничего удивительного. Но это тема для отдельного разговора. Для разговора о малом бизнесе
Цены на основные виды продовольствия, достигшие в конце прошлого – начале нынешнего года своего пика, начали снижаться. Мясо, курятина, сливочное и растительное масло, яйца подешевели в среднем на 5–10 процентов. Хотя то же яйцо, на мой взгляд, всё ещё остаётся неоправданно дорогим.
Некоторые граждане с этим (что цены в целом снижаются) могут не согласиться, справедливо указав, что рыба, например, не дешевеет, а некоторые виды овощей – капуста или, скажем, картофель – даже дорожают. Что ж… Начнём с рыбы.
Дело в том, что ситуация с мурманской рыбой по-прежнему сложная. Закупочные цены на неё выросли в соответствии с курсом валют – вдвое. Почему так получилось, комментировать не буду – это сфера ответственности федеральных властей. А сравнительно дешёвая рыба с Дальнего Востока в серьёзных объёмах до нас не дошла. И причина не только в дороговизне перевозки. (Хотя сейчас довезти рыбу из Южной Америки дешевле, чем из наших же восточных областей. Поэтому, кстати, и попадает к нам в мороженом виде под видом чилийского старый знакомый – норвежский лосось.) Проблемой доставки дальневосточного улова является дефицит железнодорожных рефрижераторных мехсекций – рыбу везти нечем. Впрочем, Минтранс обещает с началом навигации по Северному морскому пути организовать доставку дальневосточной рыбы кораблями через Ледовитый океан до того же Мурманска. Это, надеюсь, заметно снизит цены.
Что же касается овощей, то эта проблема была ожидаемой – как я уже говорил на страницах «НВ», минувшая осень была очень сухой, потому капуста не добрала своего веса – кочаны сплошь мелкие. Аналогичная ситуация с морковью, картофелем.
Многие спрашивают: почему бы не наладить закупку той же картошки у фермеров и крестьян наших соседних областей – Новгородской, Псковской? Почему торговля везёт картошку откуда-то с юга, а нашим крестьянам некуда деть урожай? Могу ответить: дело не в каком-то заговоре. Просто наш Северо-Запад – зона рискованного земледелия, у нас суглинистые, каменистые почвы, нередко заражённые картофельным вредителем – проволочником… У нас можно выращивать неплохие урожаи, но наши картофель и морковь зачастую не соответствуют товарным стандартам – по форме (отсутствию бугров, борозд), по отсутствию повреждений… Такую картошку можно и нужно продавать на рынках, где покупатель и продавец определяют цену в ходе торга, но крупные магазины предпочитают не связываться с нестандартом, справедливо опасаясь претензий от покупателей.
Из приятных же новостей можно отметить почти двукратное падение цен на помидоры. Это связано с первым в этом году урожаем – в зонах, расположенных южнее Гибралтара; в частности, в Россию идут поставки из южной Турции и Египта.
Отмечу также, что сейчас оптовое звено и торговля предпочитают иметь минимальную маржу – лишь бы не допустить падения объёмов продаж. И любое повышение цен немедленно сработает против самой торговли. А чтобы не остаться без прибыли, магазины и поставщики постепенно уходят в более дешёвые товарные сегменты: так, деликатесные колбасы, которые с учётом стоимости сырья и изготовления стоят от 1 до 1,5 тысячи рублей за килограмм, вытесняются варёными колбасами по 300 рублей за килограмм.
Общая же причина постепенного снижения цен после Нового года достаточно очевидна: стабилизация курса рубля. Сейчас импортёрам нет нужды закладывать в цены риски скачков валют. А вот о массовом импортозамещении на продовольственном рынке говорить пока рано, но процесс уже пошёл: серьёзные бизнесмены вкладывают в аграрные проекты крупные суммы. Правда, всё это пока в начальной стадии – приобретаются сельхозугодья, заказывается оборудование. Первая продукция пойдёт года через два, поэтому инвесторы просто молятся, чтобы продовольственные антисанкции не отменили.