Почему Порошенко нарушил Минские соглашения
Верховная рада Украины объявила юго-восток страны «оккупированной территорией», а также приняла новый вариант закона «Об особом статусе районов Донбасса». В ответ глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что решение парламента Украины «грубо нарушает вторые минские договорённости»
Из нового закона следует, что районы Донбасса, подконтрольные ополчению, могут получить особый статус только после проведения местных выборов – по законам Украины и под контролем международных наблюдателей. В законе также говорится, что для проведения выборов необходим вывод всех «незаконных вооружённых формирований и военной техники» с территории страны. Мне кажется, есть как минимум две причины того, почему внесение президентом Порошенко изменений в закон «Об особом статусе отдельных районов Луганской и Донецкой областей» нарушает соглашения, освящённые авторитетом лидеров четырёх стран в Минске.
Во-первых, в самом тексте «Комплекса мер…», который стал после голосования в Совете Безопасности ООН международным правовым актом, есть пункт 12. Он требует, чтобы модальность проведения местных выборов в Луганской и Донецкой областях была предметом обсуждения между Киевом и представителями Донбасса – в рамках трёхсторонней контактной группы.
Любому вменяемому человеку ясно, что провести законные выборы на территориях, которые контролируют Захарченко и Плотницкий, невозможно, не договорившись с ними. Однако президент Пётр Порошенко в одностороннем порядке вносит изменения в закон «Об особом статусе отдельных районов Донбасса» – в документ, который был проголосован Радой ещё осенью, и там не было никаких условий вроде «сначала выборы, а потом – статус». То есть в одностороннем порядке изменён закон, получивший международный статус, – это грубое нарушение. Второе нарушение в том, что модальность проведения выборов в Донбассе ни разу не обсуждали в формате трёхсторонней контактной группы.
При этом Порошенко не мог не понимать, что голосование за документ в его новом формате на деле исключает любой «особый режим» для Донбасса. Ведь теперь его установление возможно только после выборов, которых просто не будет. Эти выборы могут состояться лишь тогда, когда Украина получит фактический контроль над этими территориями. Об этом, кстати, прямо сказал, агитируя в Раде за этот закон, лидер фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко: «Вот когда зайдём в Донбасс, повесим там украинские флаги, включим украинское телевидение», а украинские радикалы получат полную свободу действий – вот тогда можно и «правильные» выборы проводить.
Понятно, что раз у Киева не получилось силой вернуть под свой контроль территории в Донбассе, то никакой, даже самый лучший закон сделать этого тем более не поможет. Зная, что именно так и будет, президент Порошенко демонстрирует, что живёт как бы в режиме согласия с необходимостью выполнения Минских соглашений – 2. И даже говорит об этом публично на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель – одним из гарантов документа. Меркель даже хвалит Порошенко за это, но остаётся непонятным, то ли она реально не понимает смысл действий Порошенко, то ли играет в сложную политическую игру.
У Аркадия Райкина в одной из его реприз была незабываемая фраза «запустить дурочку». Вот это – типичный случай того, когда Порошенко запускает ту самую «дурочку». Делает вид, что действует в полном согласии с Минским протоколом, блокируя при этом любое политическое урегулирование в Донбассе. Теперь, как говорится, мяч на стороне Ангелы Меркель. Она, по идее, должна спросить украинского президента: «Так вы намерены соблюдать Минский протокол? Или вы просто нас «разводите», как принято в украинском бизнесе?»
С моей точки зрения, все разговоры о миротворцах в Донбассе, которые ведутся в Киеве, не имеют никакого смысла – это пустое сотрясение воздуха. Их цель – отвлечь внимание от невыполнения положений Минского протокола. Перевести это внимание на мифических миротворцев, ввод которых абсолютно бессмыслен. Никакие миротворцы никогда не поедут в зону конфликта, где одна из сторон может начать в них стрелять. Ситуация же в Донбассе будет заморожена в её нынешнем виде, политического урегулирования не произойдёт. Это, по-видимому, пока устраивает Порошенко, который надеется всё же получить от Америки современное оружие и в конечном счёте вновь попытаться силой отбить территории у ополченцев (возможно, вместе с силами НАТО). И вот тогда туда можно будет прислать деятелей из «Правого сектора», чтобы навести нужный Киеву порядок.
Что касается жалоб ополченцев на перемещения украинской армией своей боевой техники вдоль линии соприкосновения, то я бы не стал обращать на них большого внимания. Точных данных об этих перемещениях в итоге нет ни у кого. Скажу одно – сейчас вряд ли можно ожидать возобновления масштабных военных действий в Донбассе. Для этого у Порошенко и компании сейчас слишком много противопоказаний.