«Под водой чего только не встретишь»
Петербуржец Алексей Гайдук изучает историю Второй мировой войны на океанском дне
Лишь уцелевший флаг указывает на то, что поросший кораллами стальной остов когдато был американским военным кораблём
Уже много лет заместитель генерального директора компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Алексей Гайдук проводит свой отпуск в океанских глубинах. Но в отличие от большинства туристов, которые отправляются в подводное царство ради наблюдения за его обитателями, Алексея Леонидовича манят затонувшие корабли. С помощью акваланга он даже сумел развенчать некоторые мифы, с которыми сталкивался при изучении специальной литературы о морских сражениях Второй мировой войны.
Сейчас на его счету уже несколько сотен погружений, или, на профессиональном сленге, дайвов. Технический дайвинг, которым и занимается Алексей Гайдук, – отнюдь не релакс и развлечение. Тут нужно быть предельно собранным, ответственным не только за себя, но и за своих партнёров. Для Гайдука такими партнёрами стали дочери, давно получившие высокие дайверские статусы. И всё равно Алексей Леонидович каждый раз переживает за своих девчонок, стараясь предупредить малейшие риски.
– Ты заходишь в пещеру или внутрь затонувшего корабля, – рассказывает Алексей Леонидович. – Это замкнутое пространство, источник опасности. Можно за что-то зацепиться, застрять, заблудиться и, в конце концов, не выплыть оттуда. Спрашиваете: в чём тогда кайф? Ну как же! Ведь вы получаете возможность восстановить цепочку исторических событий, реконструировать их. Мы с дочерьми предварительно изучаем, какие в выбранном нами месте лежат затонувшие корабли, их историю. Читаешь, например, что некое судно затонуло в результате попадания торпеды. Погружаешься – и видишь, что края пробоины вывернуты не внутрь, а наружу. Значит, причиной гибели корабля стала не торпеда, а скорее сброшенная сверху бомба. А про другое судно читаешь, что оно напоролось на мину, отправившись в некий порт. Погружаешься под воду – и обнаруживаешь его неподалёку от берега с неподнятыми якорями. Почему не вытащены якоря? Потому что люди не успели ничего сообразить. Судно стояло на якоре, «отдыхало». В этот момент налетели самолёты, нанесли удар – и судно затонуло. У него была своя славная биография, и вдруг она разом прекратилась. Вот это мне и интересно – застывшая история кораблей. Ты начинаешь восстанавливать эту историческую картину, а погибшее судно словно само рассказывает тебе о своей трагической судьбе…
Алексей Гайдук признаётся, что хотел бы увидеть эту «застывшую историю» в российских морях. Однако любому дайверу погружаться в наши северные воды очень сложно. И дело не только в низких температурах.
– На том же Ладожском озере какие драматические события происходили в годы Великой Отечественной! – говорит мой собеседник. – Конечно, интересно было бы посмотреть, тем более что глубины там небольшие. Но если на дне Ладоги что-то и лежит, то непременно в толстом слое ила. Его раскапывать надо. К тому же видимость плохая, всё вокруг жёлтое будет. Опять же сапёрные работы вряд ли проводились, а это уже очень опасно…
Другое дело – воды южные, пронзаемые солнечными лучами на десятки метров. Главное – чтобы отпуск не выпал на сезон дождей или же ураган не накрыл, как это случилось с Алексеем Гайдуком два года назад в маленьком островном государстве Палау, которое является частью Микронезии и расположено в 800 километрах к востоку от Филиппин. Тогда он собирался исследовать только что обнаруженное затонувшее японское судно «Камикадзе мару», на котором успели побывать лишь немногие дайверы.
– Его только-только начали наносить на дайвкарты, и его особо никто не видел, а значит, ничего ещё не успели повредить, сломать, открутить – именно этим корабль и был мне интересен, – поясняет Алексей Гайдук. – Посмотрел я его бегло перед самым началом разгула стихии, а уже на следующий день на Палау всей своей мощью обрушился ураган, который, уйдя на Филиппины, унёс несколько тысяч человеческих жизней… Лишь через день после его ухода мы смогли снова нырнуть, но видимость была плохая, поскольку море ещё гуляло, так что исследовать судно пришлось на ощупь. Документов о нём в открытом доступе практически нет, поскольку это было боевое судно, а не корабль сопровождения, и узнать без изучения серьёзных архивов подробности его судьбы достаточно сложно. Но я сделал для себя вывод, что на судне был мощнейший взрыв в результате попадания, вероятно, торпеды, поскольку весь корпус корабля буквально раскурочен…
Острова Палау в годы Второй мировой войны были основной армейской базой японцев. Именно здесь Япония потеряла значительную часть своего флота, когда после японской атаки на Пёрл-Харбор американцы устроили ответную операцию. И сейчас на морском дне у берегов этого государства покоятся десятки кораблей и самолётов, погибших в той кровавой мясорубке. Как рассказывает Алексей Гайдук, особых проблем с допуском к этим историческим артефактам на Палау нет. Государство островное, с довольно бедной экономикой и потому чрезмерной бюрократии, в отличие от более развитых стран, вокруг дайвинга не разводит. Даже туристическая виза не требуется.
Куда строже, допустим, в США. Чтобы увидеть кладбище военных кораблей в Пёрл-Харборе, нужно получить специальное разрешение. Так ещё под водой тебя будут контролировать: не тронул ли ты морскую черепаху, за что полагается штраф 800 долларов, не взял ли себе с затонувшего корабля что-нибудь на память… Хотя «охотников за сувенирами» среди серьёзных дайверов нет. И дело даже не столько в суевериях, сколько в уважении к «застывшей истории» и судьбам тех, кто упокоился на морском дне.
– Основной принцип дайверов – не разрушать, а только наблюдать, – поясняет Алексей Гайдук. – А уж то, что принадлежало погибшим, вообще трогать нельзя, хотя под водой чего только не встретишь… Да, наверное, существуют чёрные дайверы, которые этим промышляют, но мне, к счастью, не довелось с такими людьми сталкиваться.
От берега до места погружения приходится добираться на катере Более тесный контакт с морской черепахой может обернуться для дайвера огромным штрафом
Сорок минут наедине с акулами
Алексей Гайдук признаётся, что, если хочется по-настоящему пощекотать себе нервы, он отправляется… к акулам. Во время одной из последних поездок в Кейптаун он провёл целых сорок минут в холодной воде в окружении семи белых акул, считающихся самыми опасными для человека. Разумеется, всё это время он находился в клетке, которую с борта корабля спустили в толщу воды. Поскольку просто так подводные хищницы ни на кого не нападают, их пришлось приманить огромным куском тунца. Тщетно пытаясь схватить добычу, одна из акул так разозлилась, что стала таранить корабль, в итоге оторвав кусок обшивки. Всё это сопровождающие петербуржцев инструкторы снимали на видео. Зрелище получилось не слабее знаменитого ужастика «Челюсти»!
Кому-то может показаться, что под водой царит непрекращающаяся смертельная битва без правил, в которой сильные только и делают что пожирают тех, кто слабее. Но, как поясняет Алексей Гайдук, это совсем не так.
– Вообще под водой царит паритет: одни не нападают на других, а третьи – на четвёртых, – говорит он. – Плывут акулы, рядом с ними стайкой идут более мелкие рыбы, но никто никого не трогает. Однако как только какая-то рыбёшка забилась в панике или просто плохо себя почувствовала – её тут же кто-то сожрёт. Чтобы никто с тобой не расправился, нужно быть абсолютно хладнокровным и спокойно плыть по своим делам. Наверное, что-то похожее происходит и в человеческом мире. Мы же это постоянно наблюдаем: чуть только одна страна ослабла – тут же туда «ястребы» прилетели…
Алексей Гайдук признаётся, что, если будет возможность, он вновь поедет на Палау. Ведь покоящихся в его водах артефактов осталось не на одну поездку.
– Пусть даже я многое там увидел, но как грибник каждый год возвращается на урожайное место, так и я уверен, что на Палау сделаю для себя ещё немало открытий…
между тем…
Странные звуки на кораблеА вот с мистикой встречаться приходится. Кто-то рассказывает об увиденных внутри мёртвого корабля привидениях, кто-то слышит пугающие звуки.
– Я тоже один раз на одном из японских кораблей слышал голоса, что-то вроде ворчания, – признаётся Алексей Леонидович. – На интернет-форумах ничего подобного об этом судне не читал, да и инструкторы даже словом о мистике не обмолвились. Так что я, услышав эти странные звуки, пытался объяснить их работой помпы на стоящем неподалёку корабле. И лишь когда мы с младшей дочерью поднялись на наш корабль, инструктор совершенно серьёзно сказал нам: «Отчаянные вы люди. А я вот очень не люблю этот корабль, потому что там много привидений. Всё время бормотание на японском языке слышу». Я тогда вполголоса у дочери спрашиваю: «А ты как, слышала?» Она мне так же тихо отвечает: «Слышала, но думала, что мне просто показалось».
Гайдук Алексей Леонидович родился 27 октября 1961 года. Окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации по специальности «техническая эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования», затем – Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права по специальности «менеджмент». Кандидат экономических наук. С 1984 по 1990 год служил в органах МВД СССР. С 1991 года занимал руководящие посты в компаниях страхового и банковского сектора. С 2008 года – заместитель генерального директора «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Женат, трое детей.