Стадион спасёт оборонка

Чтобы не увеличивать стоимость строительства главной петербургской футбольной арены, строители обратились за помощью к российским предприятиям ВПК

Чтобы не увеличивать стоимость строительства главной петербургской футбольной арены, строители обратились за помощью к российским предприятиям ВПК

 

Запланированное правительством в рамках антикризисной программы 10-процентное сокращение бюджетных расходов не коснётся средств, выделенных на строительство стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Об этом говорится в распоряжении кабинета министров России, обнародованном на этой неделе. Новость, обнадёжившая все города-участники будущего футбольного первенства, кроме Петербурга, где вот уже 9 лет возводится арена на Крестовском острове. Дело в том, что федеральных денег в бюджете строительства петербургского стадиона нет – все расходы несёт городская казна. Не означает ли это, что в связи с падением курса рубля сроки сдачи новой арены придётся вновь корректировать? В поисках ответа на этот вопрос корреспондент «НВ» отправился на Крестовский остров и выяснил, что строители нашли нетривиальный выход из ситуации и обратились за помощью к предприятиям оборонного комплекса. Более того, выяснилось, что выросший курс валюты фактически вернул смету строительства к её первоначальным цифрам – примерно в 500 миллионов евро.

Предыдущий раз я посещал футбольную стройплощадку на западной оконечности Крестовского острова год назад. И сейчас, спустя год, перемены заметил, едва вступив на центральную аллею Приморского парка Победы, то есть за два километра до самой арены. В марте 2014 года её чаша представляла собой каркас из полых бетонных перекрытий разных этажей и уровней. Теперь стадион оделся в крупную облицовочную плитку с частоколом окон на верхотуре по всему овалу. Силуэт снаружи уже выглядит летающей тарелкой. Не такой воздушной, как в авторском проекте Кисё Курокавы, зато надёжной и способной выдержать наши снегопады и ветер. Пилоны переросли верхние отметки кровли – 56 метров, а через пару месяцев все восемь взметнутся на проектную высоту 107 метров.

Вид изнутри меня поначалу разочаровал. Год назад с верхней отметки в 42 метра хорошо просматривался Финский залив и высотки Васильевского острова, сейчас перспективу перекрывают десятки временных конструкций ядовито-морковного цвета, шеренгами выстроившиеся на квадрате будущего футбольного поля. На профессиональном языке такие металлические «стремянки» именуются СВСиУ – «специальные вспомогательные сооружения и устройства». Именно с них ведётся монтаж металлоконструкций стационарной части крыши. Ещё одним моим разочарованием стали габариты: даже с небольшой высоты, 14 метров, футбольное поле выглядело не крупнее хоккейной коробки.

– Это обман зрения, площадь поля – 9600 квадратных метров, это практически половина Красной площади, – успокоил меня руководитель проекта, генеральный директор компании «Инжтрансстрой – СПб» Виталий Лазуткин. – Когда начнётся демонтаж СВСиУ, а мы планируем, что это случится в мае 2015 года, футбольное поле примет привычные визуальные очертания и размеры.

Внутренние помещения и пространства стадиона пока выглядят непрезентабельно. Асфальт подтрибунной автодороги, по которой будут передвигаться грузовики с реквизитами футбольных матчей, концертов и продуктовыми заявками стадионного общепита, по щиколотку залит лужами и грязью сезонной распутицы. В раздевалках, судейской комнате, пожарных боксах и других внутренних помещениях в полутьме идёт рутинная и трудоёмкая работа: выравнивание стен, потолка, коридоров, облицовка полов плиткой. На гребёнках трибун строители заканчивают шлифовку бетона, наносят полимерное покрытие, способное защитить не только от дождя, но и от вандалов. Северо-восточный сектор Е, кстати, на некоторых рядах уже оделся в зрительские кресла синего цвета. Они пластиковые, с откидным сиденьем, но из-за выпуклого рельефа выглядят как тканевые. Самый товарный вид под холмом имеет энергоцентр, который будет отапливать и кондиционировать всё пространство «Зенит-Арены». Он хорошо освещён, сияет серебром скрученных металлических труб.

Сложный 2014 год с его санкциями, двукратной девальвацией рубля и таким же удорожанием импорта генподрядчик «Инжтрансстрой – СПб» прожил без форс-мажоров. Сроки сдачи объекта – май 2016 года — и его цена практически не изменились. Практически, потому что в рублёвом выражении арена по-прежнему стоит 34,9 миллиарда рублей, а вот в евро её цена упала практически до первоначального значения. Напомним, в 2008 году строительство оценивалось в 23 миллиарда 713 миллионов рублей, что по тогдашнему курсу (около 36 рублей за один евро) составляло примерно 600 миллионов евро. Позже эта цифра несколько раз корректировалась и выросла почти до 800 миллионов евро. Теперь же она даже несколько снизилась – до 500 миллионов евро.

— Как вам удаётся удержаться в лимитах госконтракта? Ведь многие инженерные системы необходимо закупать за рубежом по новому курсу, — поинтересовался я.

— Свыше 90 процентов материалов – отечественного производства, — пояснил Виталий Лазуткин. – Импортное оборудование и системы заменены не просто на российские – на петербургские. Городские субподрядчики выполняют на объекте многие виды строительно-монтажных работ, поставляют до 80 процентов материалов: металл, краски, сухие смеси, инертные и отделочные материалы, облицовочный гранит. Как показал опыт строительства стадиона в Питере, российские предприятия могут заместить почти все товарные позиции.

Более того, подрядчик активно привлекает к работе предприятия оборонного комплекса. Так, ещё год назад «Трансстрой» планировал установить на арене два импортных видеотабло размером 10 на 30 метров. А после удорожания валюты генподрядчик обратился в одну петербургскую фирму, которая активно сотрудничает с Министерством обороны и даже оснастила своими видеосистемами Центр управления войсками. Сотрудники фирмы хоть и загружены оборонными заказами, в силу важности и уникальности «Зенит-Арены» согласились выполнить и гражданский заказ — сделать видеотабло. Та же история с металлом: все 40 тысяч тонн, необходимых стадиону (одни конструкции крыши весят 32 тысячи тонн), изготавливают для «Трансстроя» российские металлургические комбинаты.

— Стоимость инженерных систем стадиона оценивается в 5,7 миллиарда рублей, — сообщил гендиректор «Инжтрансстроя – СПб». – Доля импорта в нём довольно заметна. Так как заказчик не менял условий госконтракта, будем укладываться в действующую смету. В разгар волатильности на валютном рынке «Трансстрой» не проводил никаких закупок, работал с партнёрами, у которых есть склады и собственное производство в нашей стране. Такими, как «Филипс» или «Шнайдер Электрик». Мы убеждали партнёров: если вы хотите остаться в статусном проекте, укрепить реноме надёжного поставщика – зафиксируйте валютные цены по докризисному курсу. Многие компании пошли нам навстречу.

Сейчас на стадионе на заключительный этап выходит монтаж стационарной части кровли: собрано 13 из 16 крупноузловых секций. Стационарная часть будет завершена в апреле 2015 года, после чего нагрузка перейдёт с временных опор на опорные части в теле стадиона, а также систему вант и пилонов. После этого начнётся монтаж раздвижной части крыши. К середине марта 2015 года общестроительная готовность объекта оценивается в 75 процентов.

 

Такой увидел арену корреспондент «НВ» в марте 2015-го...

 

...А такой выглядела чаша стадиона ровно год назад — в марте 2014 года

 

тем временем…

Крышу монтируют на… стапеле

Объектом № 1 на футбольной стройплощадке в первой половине 2015 года является монтаж крыши, и таковым он будет оставаться до октября, когда по графику должен закончиться монтаж раздвижной части.

Сегодня монтажники собирают оставшиеся три секции стационарного блока, который имеет 30-процентный запас прочности. Причём рабочие крепят металлоконструкции не только на высоте 42 метра, откуда и начинается кровля, но и на земле. Ключевым моментом «крышевания» стал выбор подрядчиком способа монтажа.

— Европейские партнёры предлагали вести работы при помощи кранов, но мы посчитали этот метод рискованным по точности, — вспоминает гендиректор «Инжтрансстроя – СПб». – Монтаж элементов на стапеле путём надвижки более трудоёмкий, но и более надёжный, и мы остановились именно на нём. Спустя год после начала монтажа кровли я могу утверждать, что это был правильный выбор.

 

При монтаже судостроительным способом элементы крыши собираются и закрепляются внизу, на стапеле, подгоняются в блоки и только затем следует команда «вира!» («наверх»!). Если бы тяжёлые блоки поднимались башенным краном, только один подъём мог бы занять 2–3 часа.

из первых уст

 

«У нас не бывает просроченной задолженности»

Игорь Панкин, генеральный директор ОАО «Корпорация «Трансстрой», руководитель проектов корпорации на Северо-Западе России

— СМИ распространили демарш неизвестного мне адвоката, который утверждает, что бригада из 50 рабочих, строивших стадион, обратилась к нему с просьбой помочь получить зарплату в 14 миллионов рублей, которую им якобы не выплачивал генподрядчик.

Заверяю, что никаких исков к «Трансстрою» по поводу невыплаты зарплат от его партнёров и самих строителей не было и нет. У нас не бывает просроченной задолженности. Случаются небольшие сложности у субподрядных организаций, но «Трансстрой» адресно разбирается в каждой ситуации. Эти вопросы находятся под жёстким контролем заказчика. Своевременную выплату зарплат вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян выносит отдельным пунктом на каждом совещании по стадиону.

 

Я бы хотел обратиться через «НВ» с просьбой к адвокату, который поднял эту шумиху (Аркадий Чаплыгин. – Прим. ред.): давайте встретимся! Я хочу понять, кто эти недовольные люди, якобы не получавшие зарплату с декабря прошлого года, выходили ли они на работу и существуют ли они на самом деле. Надо разобраться: действительно ли 50 человек три месяца не получали зарплату, либо это провокационное заявление адвоката?

 

между тем…

Гастарбайтеров заменили профессионалы

В начале 2015 года на строительстве стадиона наблюдался заметный отток рабочих из ближнего азиатского зарубежья. Многие СМИ связывали это с 2-кратным падением зарплаты в долларовом эквиваленте, но всё оказалось прозаичнее.

— У нас произошёл не демонстративный отток мигрантов, а плановое замещение рабочих специальностей, — комментирует Виталий Лазуткин. – На объекте закончились масштабные бетонные работы, при которых задействованы сотни подсобников-гастарбайтеров. Мы заменили бетонщиков квалифицированными рабочими инженерных специальностей, так как на стадионе полным ходом идёт монтаж инженерных систем, прокладка табельных трасс. Почти все они – петербуржцы.

 

В марте текущего года 90 процентов подтрибунных помещений арены имеют законченную планировку. А финишная, товарная отделка начнётся только после того, как будут смонтированы все коммуникации, которые протянутся по этим помещениям. Прокладку всех сетей и систем генподрядчик планирует закончить в октябре 2015 года.

реплика

Помахали импорту ручкой

Сергей Тачаев, спецкор «НВ»

Долгострой на Крестовском острове стало модно ругать, а многие материалы о ходе строительства стали регулярными даже в жёлтой прессе. А вот я хочу похвалить генподрядчика — «Трансстрой» и заказчика – комитет по строительству.

В первые пять лет заказчик 7 раз переносил даты пуска, 4 раза корректировал проекты, замучил Главгосэкспертизу (ГГЭ) капризами в нефутбольной части проекта. В своё время комитет по строительству давал добро на покупку трёх тысяч тонн металла для кровли, который пришлось выбросить в лом, соглашался с чудовищной сметой в 44 миллиарда, которую, кстати, утвердила и ГГЭ. А два года назад неожиданно стал рачительным хозяином: 34 миллиарда, и не более. Финансовую стойкость, кстати, Смольный сохраняет и в период санкций и девальваций.

А «Трансстрой» продолжает руководить строительством даже после того, как смету урезали почти на 10 миллиардов. Представляете, какая норма прибыли и чего-то другого заложена на грандиозных бюджетных стройках?! Срезали 10 «ярдов» — а ты всё равно в плюсе. С другой стороны, продолжая работать в новых условиях, генподрядчик спас «Зенит-Арену». Если бы пришлось объявлять конкурс на выбор нового главного строителя, не успели бы не только к Кубку конфедераций в 2017 году, но и к самому чемпионату мира.

Отдельного уважения «Трансстрой» заслуживает за то, что в период валютных скачков не стал клянчить дополнительные миллионы у города, а стал искать квалифицированных поставщиков в родном отечестве. И нашёл, причём даже там, где не ожидал – в сфере электронных и интеллектуальных технологий.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.