Каким быть генплану-2018?
Полемика
Владимир Попов, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, заместитель главного архитектора Ленинграда в 1980–1989 годы, президент, с 2012 года – почётный президент Санкт-Петербургского союза архитекторов:
– Предыдущий генплан утверждался в 1980 году. Он носил экспериментальный характер, так как был единым и для города, и для Ленинградской области, подразумевал их совместное развитие. Нынешний действующий генплан Санкт-Петербурга был утверждён в 2005 году и в соответствии с новыми реалиями разъединил два субъекта Федерации. Специалисты помнят, что эксперимент 1980 года был более чем удачным, он прозвучал на всю страну! Работавших над ним ленинградских специалистов потом для обмена опытом приглашали в Москву. Например, согласно тому плану все крупные предприятия подлежали выносу из города. Но вынос этот начался лишь в 1990-е, когда промышленность остановилась. И пошёл не планово, а стихийно.
Ещё одним, а точнее, главным достижением тогдашнего генплана был гигантский социальный проект, который не имел и до сих пор не имеет в мире аналогов по объёму жилищного, инфраструктурного строительства и возведения того, что прежде называли соцкультбытом. Огромными были объёмы освоения новых городских и пригородных территорий, сельскохозяйственных земель и мелководий Финского залива.
Если говорить про то, как надо развиваться сейчас, каким должен быть генплан 2018 года, это вопрос чрезвычайной сложности. Тогда всё происходило под руководством партийных и советских органов, а сегодня тон задают частные инвесторы. Картина изменилась кардинально, стало крайне сложно не отходить от привязки к действующему генплану и учитывать интересы частных инвесторов. Наверное, в будущем в нашей стране будут существовать какие-либо механизмы, которые станут согласовывать частные инвестиции и частные пожелания с пожеланиями государственными. Знаю, уже существуют специальные институты, которые занимаются этим вопросом.
Евгений Домрачев, председатель КГА Ленинградской области:
– Сегодня проблема соединения города и области стоит как никогда остро! Развитие Санкт-Петербурга с Ленинградской областью скоординировано плохо, при этом две трети жилья в новостройках, находящихся на границе двух субъектов Федерации или в ближайших от города районах, приобретают жители Санкт-Петербурга. Эти люди регулярно перемещаются из города в область и обратно. Поэтому сегодня развивать эти субъекты Федерации раздельно просто-напросто глупо!
Юрий Бакей, директор НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга:
– Ключевым звеном системы агломерации является её транспортный каркас. Именно развитие дорожного каркаса является важнейшей частью пути связывания города и области и объединения планов их совместного развития. Например, Выборгское шоссе, которое в советское время, по сути, являлось дорогой на дачи, сегодня представляет путь в страны Евросоюза. Вдоль него полно населённых пунктов, в которых идёт активное строительство нового жилья. Это на руку и застройщикам, и конечным потребителям: одни могут дешевле купить, других радует, что полно земель под застройку. Но развитие транспорта просто необходимо.
Антон Финогенов, генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника»:
– К интеграции двух наших регионов нужно идти двумя путями – строительным и экономическим, привлекая представителей бизнеса в область. Вокруг КАД полно земель под строительство коммерческой недвижимости. Большой привлекательностью обладают территории, где ожидается появление станции метро, в частности Кудрово. А в более отдалённых районах области – Гатчине, Всеволожске — необходимо мотивировать бизнес-сообщество размещать крупные деловые центры. Если такое произойдёт, область в этих городах «сошьёт» подцентры для дальнейшей полной агломерации. Такой вектор развития будет косвенно решать и транспортный вопрос, ведь в области появится больше рабочих мест и у жителей отпадёт необходимость регулярно ездить на работу в город.