«Прорыв» свершился в тишине
Нынешняя церемония вручения «Прорыва» – Санкт-Петербургской театральной премии для молодых, – которая проходила в шестой раз, была самой необычной из всех. И самой короткой
Проходила она на Новой сцене Александринского театра. Режиссёр Дмитрий Волкострелов, некогда трижды отмеченный этой премией, сочинил весьма креативный вечер. По периметру зала были расставлены кресла, в которых расположились зрители. По центру квадратом сидели номинанты – режиссёры, актёры, художники, театральные менеджеры, на них были направлены видеокамеры. Во время церемонии не было произнесено ни одного слова. Все фамилии номинантов, названия премий и объявления специальных призов медленно выплывали на большом экране, где в режиме онлайн в видеопроекции крупным планом фиксировались эмоции этих самых номинантов. Когда же наставал момент объявления победителя, курсор на том же экране на некоторое время тревожно застывал – обычно так останавливает свою речь конферансье или ведущий вечера. Зал в этот миг затихал и, увидев выползающие из-под курсора буквы, взрывался радостными криками. Лауреату было предписано подойти к одному из ноутбуков, также выставленных по периметру сцены, и написать приветственное слово залу. Порой это случалось с ошибками, без знаков препинания и потому вызывало живой смех – хоть и добродушный: победителей не судят.
Слов, произнесённых вслух, на «Прорыве» не было, зато всю церемонию сопровождала музыка молодого петербургского композитора Дмитрия Власика – на виолончелях и скрипках играли музыканты, рассаженные по углам зала. Начался же вечер исполнением монотонной, вводящей в транс композиции – молодой человек старательно выстукивал металлической трубочкой по стойке микрофона ритмический рисунок. Этим он явно испытывал терпение тех, кто привык к традиционным церемониям: например, Николай Буров не выдержал и покинул церемонию в самом начале.
– Мне было любопытно, мне нравится креатив молодых, но, пожалуй, на этом вечере мне не хватило эмоций, – поделился впечатлениями народный артист России Сергей Паршин. – Всё-таки нам, как зрителям, очень важно получать волну радости, чуда, торжественности момента. Но этого не было.
Эффект получился обратный. Говорил сам зал – подавал живые реплики, смеялся, когда в тишине кто-то внезапно чихал или съезжал со стула. Таким образом, Дмитрий Волкострелов какую-то часть публики убедил, что эмоциями можно управлять новыми способами.
Лучшим режиссёром в этом году был назван Максим Диденко за постановку спектакля «Шинель. Балет», лучшей актрисой – Гала Самойлова (за роль Башмачкина в спектакле «Шинель. Балет»), лучшим актёром – Максим Фомин (за роль Арбенина в спектакле Семёна Александровского «Маскарад. Маскарад»), лучшим художником – Константин Соловьёв (спектакль «Нос» режиссёра Дениса Хусниярова). Лучший актёр второго плана – Григорий Чабан. Лучшими театральными менеджерами названы Даниил Пиктурный, Алексей Платунов. Специальный приз за музыкальный прорыв в драматическом театре присуждён композитору Настасье Хрущёвой. А почётную премию дали главному режиссёру Большого театра кукол Руслану Кудашову за продвижение молодых талантов.