Я повезу тебя в театр
Накануне Международного дня театра корреспонденты «НВ» вместе с инвалидом-колясочником выясняли, могут ли дети с ограниченными возможностями побывать на спектакле
Благодаря специальному уличному пандусу в ТЮЗ могут попасть такие особенные гости, как Максим
Максиму Захарову в мае исполнится 14. В Петербурге он живёт с родителями всего два года. Переехала семья из Гатчины, где Максим родился. Родился с родовой травмой, которая повлияла на опорно-двигательную систему мальчика. С тех пор его жизнь состоит из упорных тренировок, лечения, посещения реабилитационных центров, бассейна.
Максим учится в коррекционной школе, где преподают обычные предметы – математику, литературу, географию. Именно школа стала причиной переезда семьи в Петербург – в Гатчине нет ни одной такой школы для детей-инвалидов. Родителям приходилось возить Максима в Петербург, каждый день преодолевая туда и обратно 70 километров. Пока наконец у Захаровых не появилась возможность купить однокомнатную квартиру в Петербурге.
Накануне Международного дня театра корреспонденты «НВ» вместе с инвалидом-колясочником выясняли, могут ли дети с ограниченными возможностями побывать на спектакле
– Искали мы подходящий вариант очень долго, – рассказывал папа Максима Юрий. – Нас интересовал не только первый этаж и близость к коррекционной школе, но ещё и наличие пандусов в доме. Далеко не все новые дома их имеют. Мы очень обрадовались, когда нашли такой дом. Правда, в самой квартире не всё продумано. Очень маленький туалет, в котором не развернуться инвалиду, и необычайно высокие порожки. Но это уже мелочи по сравнению с тем, что мы перенесли за все эти годы.
У входа в зрительный зал выручает аппарель, но рассчитана она на небольшую группу зрителей-колясочников По мнению специалистов, посещение театров позволяет инвалидам преодолевать свои страхи и комплексы
Максим – театрал. Любимый его театр – «На Неве», что расположен у станции метро «Технологический институт». Театр доступен для колясочников, правда, гардероб маловат.
Нередко семья Захаровых ходит в театр «Буфф». В новом здании предусмотрены и пандусы, и просторные лифты, и очень удобные кресла в Большом зале. Среди посещаемых театров – «Мастерская», там также очень удобный въезд без всяких ступенек и есть спектакли для подростков. Удобен для посещений и БКЗ, тут уже доволен папа Максима. Для машины с инвалидным знаком охрана всегда быстро найдёт парковочное место. Хорошо продумано для колясочников всё в Ледовом дворце. А вот «Юбилейный» совершенно не приспособлен для таких зрителей, как Максим. С чёрного хода, где есть лифт, колясочника часто не пускают – надо как-то особо договариваться.
– Мы изучили почти все культурные места в городе, где может проехать наша коляска и где нас примут с пониманием, а не с недоумением, – рассказывает Юля, мама Максима. – Я, кстати, не осуждаю людей, которые человека в коляске воспринимают как диковинку и стараются обойти стороной. Сама не видела и не понимала проблем инвалидов, пока лично с ними не столкнулась. У нас росла здоровая девочка, мы много путешествовали, занимались спортом. А когда появился на свет Максим, у нас с мужем сразу поменялся угол зрения и возникли другие жизненные ценности и приоритеты.
Когда Захаровы узнали, что в прошлом году в Театре юных зрителей построены пандусы для колясочников, с радостью согласились поехать в театр на спектакль «Денискины рассказы». По дороге супруги рассказали, что были в ТЮЗе лет шесть назад, приезжали из Гатчины – столкнулись тогда с совершенно непреодолимым количеством ступенек и с сожалением констатировали, что этот театр – не для них.
Припарковались довольно быстро, хотя для инвалидных машин отдельной стоянки не предусмотрено. Легко забрались по уличному пандусу. В фойе и в зрительный зал тоже поднялись по раскладным пандусам – аппарели. Юрий опытным глазом заметил, что для одной-двух колясок этот вариант приемлем, но, если спектакль захотят посетить двадцать колясочников, будут проблемы – всё-таки на большие нагрузки аппарели не рассчитаны. Возможно, театру надо подумать о лестничных подъёмниках или о более совершенном и современном оборудовании – наружном лифте на здании.
К слову, в Петербурге есть даже общественная организация, которая стремится сделать театры доступными и для детей-инвалидов, – «Особый Петербург». По словам её председателя Ирины Лотковой, их главная цель – «социально адаптировать детей-инвалидов в культурную жизнь Петербурга».
– Наши особые дети очень любят ходить в театры. И мы за те годы, что работаем в этом направлении, видим потрясающие сдвиги, – рассказывает Ирина Лоткова. – Дети, страдающие различной степени тяжести отклонениями в развитии, уже совсем не боятся резких звуков, громких голосов, которые звучат со сцены, они всё лучше умеют погружаться в содержание того, что видят. Мы обсуждаем с ними просмотренные спектакли и видим сдвиги и в духовном росте.
Мы называем это театротерапией. А главное, мы убедились в том, что общество повернулось к проблемам инвалидов. В Петербурге живёт много отзывчивых и доброжелательных людей, и мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Ирина Лоткова, председатель благотворительной региональной общественной организации родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Особый Петербург»