Венчально, но факт
В театре «Вне времени» состоялась премьера постановки Димаса Занудько «Второе пришествие третьей стражи», основанной на советской пьесе Капралова и Туманова.
Маленький театрик в Ложняковом переулке уже не первый раз сотрудничает с Занудько. Широкая известность в узких кругах пришла к режиссёру после спектакля «Опомнись!», в котором герои чеховской «Чайки» соседствовали на сцене «Вне времени» с героями пьесы Павла Пряжко «Жизнь удалась». Сложный внутренний мир Нины Заречной, намучившейся поездками в «третьем классе» с купцами, не принимал одноклеточности драматургов, подминавших творческое начало актрисы ненормативными текстами. В финале-катарсисе Нина бесстрастным выстрелом «навскидку» убивала братьев-близнецов Треплева и Тригорина...
Следующей удачей молодого режиссёра стала постановка «Гроза. Воскресение». Катерина Маслова, осуждённая свекровью за неподтверждённую измену мужу (её роль исполнила приглашённая актриса шекспировского «Глобуса» Энни Ботчер), попав в грозу, сближается с народовольцем Ванькой Кудряшом. Судьбу либерально настроенной пары на сцене решал суд-«тройка», постоянно объявлявший антракт и откладывавший заседания вплоть до ухода из зала последнего зрителя. Спектакль, побивший по длительности рекорд «Любовной истории» Дмитрия Волкострелова на три с половиной минуты, стал творческим манифестом Занудько и в прошлом сезоне был удостоен премий «Золотая каска» и «Золотой кульбит».
Нынешняя премьера продолжила главную тему режиссёра, уже ставшего кумиром интеллигенции. Спектакль «Второе пришествие третьей стражи», как и предыдущие постановки Занудько, пронизан мучительными раздумьями режиссёра о проблемах нравственного и политического выбора, об одиночестве человека в бушующем мире страстей, о сиротстве как социальной проблеме, а также о судьбах отечественного здравоохранения, сексуальных меньшинств, новой образовательной программы для пятых классов и вычисления пенсии по новой формуле, предложенной Пенсионным фондом.
Главный герой Савва (его играет Берта-Мария Бендер) – немолодой уже идеалист с понурыми плечами, усталый чиновник-коррупционер, щедрый меценат, мечтающий изменить рутинный ход времени на одной шестой части суши. Жена, барствующая актриса Мария (исповедальная, психологически выверенная роль Зоси Синицкой), давно его не любит: ей по душе юный сирота Николай (обаятельный Александр Балаганов), ставший революционером по стечению обстоятельств и скрывающийся в доме Саввы. Балаганов в роли отрицающего капитализм Николая высокомерен и холоден по отношению к воздыхательнице, но неравнодушен к стареющему полковнику Зотову (Адам Козлевич). Налицо любовный многоугольник, осложнённый социальными противоречиями, разницей в возрасте и вкусах. А на дворе тем временем начинается 1917 год…
Художник Воробьянинов решает пространство сцены как прозрачный куб, в котором, словно пёстрые рыбы в аквариуме, лишённые кислорода и корма, мечутся раздираемые сомнениями герои, не способные найти выход из сложившейся революционной ситуации. Музыкальное оформление спектакля принадлежит Александру Корейко, создавшему микс из музыки Генделя и Шнитке, Моцарта и Губайдулиной, Чайковского и «Битлз», дегейтеровского «Интернационала» и пугачёвского хита «Пришла и говорю». Свет Михаила Паниковского окрашивает куб то в революционный пурпур, то в могильную синеву, то в леденящий душу белый цвет…
…Ну, полно! Поверили? Да уж, нынче в театре ничему удивляться не приходится: «смешенье языков – французского с нижегородским». Герои двойственны, смыслы частенько надуманы, события нередко абсурдны, проблемы обычно раздуты, переделанные до неузнаваемости сюжеты высосаны из пальца классика… Как говорил в своём труде об острословии старик Фрейд: «Венчально, но факт». С 1 апреля, уважаемая публика!