Футбол не для фанатов?
Болельщики «Зенита» не смогут поддержать свою команду в матче с «Севильей» на «Петровском», поскольку метро закроется до окончания игры
Руководство Петербургского метрополитена не считает футбол причиной для продления своей работы, ведь это не праздник и даже не «Ночь музеев»
Поклонники футбола и петербургского «Зенита» в ближайшие две недели будут решать трудную задачу. С одной стороны, всем, кто предпочитает поддерживать команду не дома у телевизора, а на стадионе, хочется быть на «Петровском» 23 апреля, когда «Зенит» встретится в ответном решающем матче с испанской «Севильей» в четвертьфинале Лиги Европы. С другой стороны, после игры, которая пройдёт в будний день, нужно как-то добраться домой. Не исключено, что многие будут стоять перед выбором, идти или не идти на стадион вообще, и наверняка часть зрителей предпочтёт второе.
Перед таким непростым выбором болельщиков изначально поставил Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), под эгидой которого и проводится Лига Европы. Европейские футбольные чиновники решили извлечь максимальную выгоду из проведения четвертьфинальных поединков и назначили их на одно и то же время – 22.05 по Москве. Европейцам удобно – у нас с ними сейчас разница в один час, а значит, игры начнутся в самое что ни на есть рейтинговое с точки зрения телетрансляций время. Да и общественный транспорт в большинстве европейских городов не исчезает с улиц, словно Золушка, ровно в полночь.
А вот в Петербурге, узнав о решении УЕФА, не на шутку переполошились, ведь игра в лучшем случае закончится за пару-тройку минут до наступления полуночи. В худшем – для выявления победителя потребуется дополнительное время, то есть ещё два тайма по 15 минут с пятиминутным перерывом, и финальный свисток прозвучит уже в 0.35. А ближайшие к стадиону станции метро уже будут закрыты. Согласно информации Петербургского метрополитена, «Чкаловская» прекращает работу в 0.19, «Петроградская» – в 0.28, «Василеостровская» – в 0.34. «Спортивная» по сложившейся традиции закрыта на вход в течение примерно часа после окончания матчей на «Петровском». А это значит, что у большинства «безлошадных» болельщиков практически нет шанса совместить полезное с приятным, то есть и матч до конца досмотреть, и на последнюю электричку в метро успеть.
Осознав проблему, руководство «Зенита» обратилось к руководству Петербурга с просьбой продлить в ночь с 23 на 24 апреля работу метро.
– Вопрос продления времени работы метрополитена из-за позднего начала матча с «Севильей» – это социальный вопрос, – объяснял просьбу генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов. – 20 тысяч петербуржцев собираются посетить этот матч. «Зенит» – единственный клуб, представляющий Россию в еврокубках, и нам нужна и важна поддержка каждого болельщика. Но как людям планировать свой визит на стадион, если у них действительно могут возникнуть серьёзные сложности с транспортом по окончании матча?
В Смольном обращение футбольного клуба приняли к рассмотрению, сообщив прессе, что «стоимость продления работы метро на один час составляет 1 миллион 83 тысячи рублей», и напомнив о том, что город живёт «в условиях секвестра бюджета». Хотя, замечу, никто не просил развозить болельщиков по домам бесплатно. Более того, в принципе можно попросить в эту ночь не пользоваться льготами и проездными, а оплатить проезд наличными жетонами. Если даже предположить, что тысяч пять зрителей приедут на матч на собственных автомобилях, то нехитрые расчёты показывают, что остальные 15 тысяч заплатят за свой проезд в метро 465 тысяч рублей. Пока в Смольном решают сложную финансовую проблему, «Зениту» ответил сам метрополитен.
– Нецелесообразна продлённая работа всего метрополитена из-за одной команды. Это слишком дорогое удовольствие. Такое возможно, однако для этого город должен принять решение о дополнительном субсидировании, – заявила Юлия Шавель, пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен».
Тут уместно напомнить, что речь идёт не об «одной команде», а о 20 тысячах петербуржцев, которые не смогут себе позволить «дорогое удовольствие» побывать на значимом и для них, и для остального города событии. Причём вряд ли на «Алые паруса» или в новогоднюю ночь метрополитен перевозит существенно больше пассажиров, а ведь в эти дни он работает до 5.00 утра. Как и в День города, на Пасху, в Рождество Христово, «Ночь музеев», ночь с 1 на 2 мая. Заметьте, не один час работает, а все четыре с хвостиком.
– Если руководство подземки ответило, что это нецелесообразно, значит, ему наплевать на 20 тысяч петербуржцев, – прокомментировал ответ руководства метрополитена Максим Митрофанов и добавил: – Хотел бы обратить внимание, что мы направляли запрос не в метрополитен, а губернатору Петербурга и не сомневаемся, что правительство города примет правильное решение в интересах горожан.
Конечно, руководство метрополитена тоже можно понять. Вокруг петербургской подземки в последнее время сгущаются тучи. То одни проверяющие органы недосчитаются в казне метро 9 миллионов, да ещё и заподозрят в махинациях со сдачей в аренду принадлежащих подземке торговых площадей. То другие зададутся вопросом: почему петербургское метро до сих пор не отказалось от жетонов, которые продаются без чеков, а значит, учёту и контролю не поддаются? Вот и «НВ» несколько раз пыталось выяснить, каков же оборот жетонов хотя бы в день, но всегда натыкалось на глухую стену молчания. Зато стоимость проезда в метро повышается с завидной регулярностью по причине «нерентабельности перевозок», на которую постоянно ссылаются руководители подземки. Где уж тут найти возможность продлить работу метро на один час всего однажды – в ночь с 23 на 24 апреля!
Конечно, «Зенит» без поддержки не останется. Кто-то будет добираться на такси, кто-то пойдёт домой пешком, кто-то договорится с друзьями и поедет на машине. Кто-то, в конце концов, уйдёт пораньше, не досмотрев, чем дело кончилось на «Петровском». Болельщикам не привыкать. Их уже лишили возможности смотреть прямые футбольные трансляции на общедоступных телеканалах. Теперь вот отучают ходить на стадион.