Петербуржцам показывают говорящие картины
На столбе наклеены объявления разной степени серьёзности: «Куплю виолончельные струны (соль и до не предлагать)», «Приём стеклотары», «Баня на Фонарном закрыта»… И всё это было бы даже буднично, если бы не одно «но»: столб этот стоит в Мраморном дворце и являет собой объект искусства
На столбе наклеены объявления разной степени серьёзности: «Куплю виолончельные струны (соль и до не предлагать)», «Приём стеклотары», «Баня на Фонарном закрыта»… И всё это было бы даже буднично, если бы не одно «но»: столб этот стоит в Мраморном дворце и являет собой объект искусства.
В Русском музее открылась выставка «Новые рассказчики в русском искусстве XX–XXI веков». На экспозиции представлено около 80 произведений из музейных и частных коллекций: живопись и графика, инсталляции и даже макет здания больницы. Авторы принадлежат к разным эпохам начиная с 20-х годов прошлого века и заканчивая нашими днями. О чём рассказывают их творения?
Представьте себе: перед вами инсталляция Drama House Александры Дементьевой: на стене проекция дома с восьмью окнами, на тумбочке рядом – панель с кнопками. Вы нажимаете на кнопку, раздаётся звук звонка, и в одном из окон появляется мужчина… с арбалетом. Грозно смотрит на вас и уходит обратно в комнату. Нажимаете на другую кнопку – выходит парочка, явно не ожидавшая вашего прихода. Снова звонок – и наконец в цель: вам приветливо машет с балкона красивая женщина. Что это, как не сборник новелл?
В работе Мани Алексеевой «Медицинские действия» также значительную роль играют компьютерные эффекты. В чёрном кубе размером с обувную коробку три окошечка – на этот раз настоящих, со стеклом. Заглядывая в них, можно увидеть проекцию врача, обследующего пациента, и понять, что лечение вряд ли приведёт к утешительным результатам, потому что оба они поочерёдно превращаются в химер и ведут себя крайне странно. В литературе это бы отнесли к фантастической повести.
А в рассказе Марии Сарафановой «Распорядок дня» нет ни действий, ни персонажей. Есть только макет медицинского учреждения, но вместо крыши в нём – прозрачная пластмасса, сквозь которую можно увидеть столовую, туалет, палату, процедурную. Пугающая зацикленность – без возможности вырваться из этой цепочки рецептов и правил. Настоящая драма…
Более ранние работы художников затрагивают более частные вопросы. Например, полотно Ряжского «Крах банка» отсылает к одноимённой картине Маяковского, картина «В свежем номере цеховой газеты» Левитина и Тулина фиксирует, как коллектив осуждает провинившегося рабочего. Во «Влюблённых» Коржева разворачивается история первой любви, а в «Сойти с ума не удалось» Голубева показан ежедневный быт, как он есть…
– Повествовательность была основой творчества передвижников, но в начале ХХ века акценты резко сместились – интерес к сюжетности снова возник лишь в 1920-е годы, – рассказывает заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский. – В 50–60-е годы советское искусство вновь боролось с повествовательностью, и лишь в конце 60-х – начале 70-х в связи с кризисом официального искусства стал возможен концептуальный поворот к сюжету. Вечный рефрен нашего искусства: «Граждане, послушайте меня!» – не обязательно удивитесь или разгневайтесь, а просто послушайте. И наша выставка как раз про это.
Экспозиция продлится до 25 мая.