Знакомьтесь, Юрий Гагарин!
Петербургские тезки легендарного космонавта
У меня на бумажке выписаны телефонные номера нескольких… Юриев Гагариных. Найти их было непросто. Несмотря на то что в соцсетях на запрос с таким именем выдаётся более 2500 (!) человек, на деле большая часть из них оказывается «копиями», а вовсе не оригиналами.
Так, один «Гагарин», ведущий корпоративных мероприятий, родившийся 12 апреля и потому названный Юрием, взял «космическую» фамилию в качестве псевдонима, чтобы звучнее было. У другого с Героем СССР не совпадают ни имя, ни фамилия, а тяга к высокому объясняется тем, что его отец работал на космодроме, а мать – на заводе по производству ракетоносителей. А третий и вовсе… женщина: много лет назад судьба действительно свела её с Гагариным – в детстве она дарила ему цветы на телестудии, которую он посетил незадолго до своей гибели.
И всё-таки истинных носителей знаменитого имени найти удалось. Из 30 человек, прошедших «кастинг на настоящесть» и проживающих в Петербурге и Ленобласти, откликнулись пятеро. Причём трое из них – Алексеевичи! В их судьбах есть интересные сближения, но каждый из них смотрит на мир по-своему. О них и хочется рассказать. Точнее, о себе они расскажут сами. Так что… поехали!
Юрий Геннадьевич Гагарин, родился в Ленинграде:
– В детстве мне это имя, прямо скажем, не особо помогало – одноклассники постоянно насмехались. Зато позже подстёгивало. Например, я стал серьёзно заниматься музыкой и организовал собственную группу. Проблем с названием не возникло: Gagarin – и точка. Во-первых, благодаря нему нас часто приглашали на тематические мероприятия, а, во-вторых, оно вызывало у людей позитивные эмоции. Хотелось быть лучшим, выступать на большой сцене, наверное, «в наследство» от Гагарина мне досталось упорство… А потом времени стало меньше, и я переориентировался: сейчас работаю предпринимателем и воспитываю дочерей. И они, кстати, очень гордятся тем, что папа у них – Юра Гагарин. Об этом вся школа знает.
Юрий Алексеевич Гагарин, родился в Ленинграде:
– Я и не думал становиться космонавтом: сначала собирался быть футболистом, потом — ветеринаром и даже археологом! А в итоге работаю водителем – в космос не летаю, но тоже перемещаюсь. И, знаете, у меня есть мечта: если у меня родится сын, я хочу назвать его Алексеем, чтобы через поколение мог снова появиться такой же, как я, – полный тёзка. Потому что быть тёзкой такого человека всё-таки приятно: главный бонус – это улыбка, которую дарит человек, впервые узнавший, как меня зовут.
Юрий Витальевич Гагарин, родился в Колпино:
– Юрий Гагарин для меня – пример доброты, честности и порядочности. Но я не связывал себя с полётами, потому что с детства хотел стать водителем, чем сейчас и занимаюсь: много ездил и по России, и за границей. Надо мной всегда подшучивали – начиная с поликлиник и заканчивая различными учреждениями: «Что, Гагарин? А зовут, небось, Юрий?» Сына я, кстати, Алексеем назвал. Но, думаю, дальше мы по этому пути не пойдём: даже за мою жизнь страна настолько поменялась, что, может, наши внуки уже и не вспомнят, кто такой Гагарин, и не поймут, почему первый выход в космос был праздником для всего мира…
Юрий Алексеевич Гагарин, родился в Челябинской области:
– Поначалу у меня был даже некий протест, связанный с этим именем, потому что в школе мне постоянно говорили, что я почему-то должен «быть первым» и «не опозорить великую фамилию». Но мне абсолютно не хотелось жить жизнью другого человека. А ещё мне не нравилось, что никто не замечал того, что уже в 10 лет я увлекался физикой, химией, астрономией и радиоэлектроникой, и не поддерживал меня. Зато когда я поступал на аэрокосмический факультет, мне помогали преподаватели – приписывали баллы: я был технарём, а вот пунктуация не давалась. Потом я даже работал на кафедре летательных аппаратов старшим лаборантом, теперь же занимаюсь бизнесом. А ещё… у меня сейчас жена в роддоме. Я вот думаю, а вдруг?.. 12 апреля было бы шикарной датой!
Юрий Алексеевич Гагарин, родился в Бурятии:
– Фамилия мне досталась по маминой линии – она сохранила девичью. Другие варианты имени не рассматривались – хотя бы потому, что я был первым сыном и внуком. В детстве я не замечал никакой реакции на своё имя, зато потом постоянно отвечал на вопрос, почему пошёл служить во флот, а не в космические войска. Ещё я часто чувствовал минусы своего запоминающегося имени: все ответственные поручения выпадали мне. Хотя, может, это и помогло мне стать собой. Я ходил по Тихому океану, затем окончил курсы в Чите, служил в Новосибирске… А потом оказался на гражданке, друзья позвали в Петербург, и я устроился работать монтажником на «Адмиралтейские верфи» – там мы строим флот XXI века. Причём, когда я устраивался, мне сказали: «Не взять вас с такой фамилией мы не можем!» Кто-то даже в наших с Гагариным улыбках сходство видит… но я никогда не искал родства.