Митинги на чужих могилах

В декабре 1937 года арестовали мою бабашку – мамину маму. С тех пор никаких достоверных сведений о её судьбе в семье не было. Лишь догадки и уверенность, что официальное свидетельство о смерти, согласно которому она скончалась в 1943 году от крупозной пневмонии, – откровенная ложь. Только в прошлом году, после ознакомления с делом в архивах ФСБ, я узнал, в чём бабушку обвиняли, по какой статье приговорили и когда расстреляли. Одно так и осталось для нашей семьи тайной – место захоронения

«На следующий день была панихида, а ещё через сутки – похороны останков Николая Ивановича. На могиле говорились прекрасные речи: покойника сравнивали с альбатросом, погибшим в пучине, с человеком, пронёсшим через славную жизнь горящий факел. Запоздавший на похороны известный социалист-революционер, низенький мужчина в очках, сердито буркнул Кате: «Ну-ка, посторонитесь-ка, гражданка», – протиснулся к самой могиле и начал говорить о том, что смерть Николая Ивановича лишний раз подтверждает правильность аграрной политики, проводимой его, оратора, партией. Земля осыпалась из-под его неряшливых башмаков и падала со стуком на гроб. У Кати горло сжималось тошной спазмой. Она незаметно вышла из толпы и поехала домой».

Я не просто так в качестве эпиграфа привёл отрывок из трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам». На мой взгляд, он как нельзя лучше предваряет то, о чём я собираюсь сказать дальше.

В декабре 1937 года арестовали мою бабашку – мамину маму. С тех пор никаких достоверных сведений о её судьбе в семье не было. Лишь догадки и уверенность, что официальное свидетельство о смерти, согласно которому она скончалась в 1943 году от крупозной пневмонии, – откровенная ложь.

Только в прошлом году, после ознакомления с делом в архивах ФСБ, я узнал, в чём бабушку обвиняли, по какой статье приговорили и когда расстреляли. Одно так и осталось для нашей семьи тайной – место захоронения.

И тогда я сотворил, наверное, глупость – опубликовал имевшиеся у меня на руках материалы. Сначала в «Невском времени» (25 декабря 2014) и чуть позже полный вариант со всеми имевшимися у меня на руках фотокопиями документов у себя в «Живом журнале» (http://osoka78rus.livejournal.com. ). Не имея возможности постоять у надгробной плиты, я решил так отдать дань памяти человеку, давшему жизнь моей маме, а через неё – мне.

А дальше начала твориться вакханалия. В комментариях к статье, которую я внутренне полагал чем-то вроде горсти земли, брошенной в могилу родного человека, вспыхнула митинговая активность. Я натурально ощущал, как с рыхлого ещё холмика сыплются комья земли, дёрн оползает под ногами топчущихся ораторов. Причём, по мнению большинства митингующих, виновата во всём всегда была и будет власть. Да, конечно, в годы Большого террора именно власть тысячами расстреливала людей по сфабрикованным приговорам, отправляя миллионы в лагеря на каторжные работы. Но что это была за власть? Та самая, что пришла в результате вооружённого переворота и Гражданской войны. Та самая, что до конца своих дней в 1991 году поклонялась кровавому идолу по имени Революция!

Вам знакомо слово «гильотина»? Думаю – да! Причём в сознании большинства её появление связано с Великой французской революцией. Но изобретена она был задолго до этого. Только о ней мало кто знал. А вот в годы террора, последовавшего за свержением монархии, во Франции выявилась огромная нехватка квалифицированных палачей. Приговорённые мучились, отходя в мир иной. Вот и вспомнили про гильотину. Но и этого оказалось мало – кое-где пришлось прибегнуть к массовым расстрелам.

Великий Октябрь обратился к террору куда быстрее. Уже через год после переворота тот был объявлен государственной политикой. Сначала стреляли контру. По некоторым оценкам, в эту категорию попали 2 миллиона человек. Беда в том, что остановиться так и не смогли.

Казалось бы – хватит. И так понятно, что революция – это террор и смерть. Но на ошибках мы не учимся. И как только грянула свобода, опять нашлось немало тех, кому по душе не эволюционный, а революционный путь. В большинстве своём это те, кто посчитал себя обиженным при дележе пирога. И митингуют они на чужих могилах. Потому как у подобных горлопанов, как правило, мало что есть за душой своего. Так и хочется сказать: «Идите… подальше! Моя семья сполна заплатила за ту революцию. Дайте стране развиваться по законам эволюции. Пусть хоть внуки обретут спокойную жизнь!»

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.