Сохранять или имитировать?

«НВ» продолжает серию публикаций в рамках проекта «Новый Петербург. Какой город мы оставим потомкам?». Сегодня речь пойдёт об архитектуре сталинского периода

«НВ» продолжает серию публикаций в рамках проекта «Новый Петербург. Какой город мы оставим потомкам?». Сегодня речь пойдёт об архитектуре сталинского периода

Не так давно «НВ» рассказывало о том, как в Петербурге относятся к произведениям конструктивизма («Ленинградский конструктивизм» от 12 марта 2015 года). Как оказалось, своеобразное понимание его ценности отражается и на содержании домов: многие из них брошены на произвол судьбы. Но есть советский архитектурный стиль, который уважает и любит подавляющее большинство, – сталинский ампир.

 

Посадские бани

 

Петроградская сторона собрала едва ли не все архитектурные стили, причём на одной улочке могут легко соседствовать постройки совершенно разных веков. Вот и на извилистой Малой Посадской, несущей память в основном о конце XIX – начале XX века, вдруг возникает типичное сталинское административное здание.

Правда, строилось оно совсем для другого – там разместились Посадские бани. Здание очень похоже на многие угловые «сталинки»: вдоль Малой Посадской и Певческого переулка поставлены симметричные фасады с пятью пилястрами, ещё четыре держат угловой фронтон.

Помывочное заведение закрылось больше десяти лет назад. Затем его продали в частные руки. Первый инвестор анонсировал снос и строительство здесь жилого дома. Сейчас домовладелец – фирма «Киришиавтосервис», «дочка» «Сургутнефтегаза», которая держит сеть автозаправок. Она заявила о планах создать здесь свой центральный офис.

Городские власти, узнав об этом, пытались остановить реконструкцию. Лично губернатор Георгий Полтавченко через СМИ доносил до нефтяников, что лучше бы вернуть здание городу. Но выкупа так и не произошло: киришане запросили слишком много. В итоге от властей поступила одна рекомендация: здание не сносить.

– Мы сделаем всё по закону. Сносить здание не будем, внешний облик сохранится, – сказал начальник отдела капитального строительства «Киришиавтосервиса».

 

Фрунзенский универмаг

 

Долгое время массивное здание на углу Московского проспекта и северной набережной Обводного канала не давало покоя местным жителям. Затянутое баннерами с фотографиями балерин Михайловского театра, оно выступало в роли своеобразного арт-объекта. Появление танцовщиц там было не случайно: владельцем Фрунзенского универмага являлся Владимир Кехман, создатель фруктового импортёра JFC, а ныне директор Михайловского театра.

Правда, тяжёлая судьба Кехмана, разорение JFC и его личное банкротство на несколько лет оставили в подвешенном состоянии судьбу универмага, построенного в 1938 году по проекту архитектора Евгения Катонина. В итоге банк-кредитор продал здание холдинг-компании «Империя», и сейчас там завершается реконструкция для размещения бизнес-центра «Сенатор». Наверное, это единственный пример, когда «сталинка» станет офисным зданием премиум-класса. Внешне «Фрунзенский» не изменится.

Правда, в будущем вплотную к универмагу хотят пристроить вторую очередь «Сенатора». Но вместо того чтобы воссоздать стоявший там дореволюционный дом, девелоперы объявили конкурс на лучший современный фасад. Не будет ли «сталинка» контрастировать с ним, покажет время.

 

Квартал в Колпино

 

В 2009 году 22 квартала в разных районах Петербурга передали инвестору под реновацию. Но далеко не все из них были напичканы хрущёвками. К таким можно отнести колпинский квартал, ограниченный проспектом Ленина, улицами Губина, Павловской и Танкистов. Ни одной хрущёвки в нём нет. Почти все дома – двухэтажные и построены в период с 1935 по 1940 год. Большинство – типовые, но отличающиеся затейливым фасадом, а главное – милыми, уютными дворами.

Сейчас четыре дома, на углу Павловской и Губина, снесли, ещё столько же должны разобрать к лету. Взамен по заказу «СПб реновации», инвестора проекта реновации, ведётся строительство девятиэтажек – по меркам Колпино это настоящие высотки. Несмотря на существенное уплотнение, расширение дорог не предусматривается. Хотя и улица Губина, и Павловская по ширине не больше двух полос, разъехаться со встречным потоком иногда довольно сложно. Что будет, когда завершится строительство всех восьми девятиэтажек от «СПб реновации»?

Колпино – это практически полностью советский город. И местные жители гордятся своей «исторической» застройкой – сталинской. Особенно ансамблем привокзальной площади. Похоже, если такими темпами будет разрушаться советское наследие, то от «исторического» Колпино останется только несколько домов у вокзала.

 

Медсанчасть Невского завода

 

Левобережная часть Невского района всегда была пролетарской. Промышленных территорий там больше, чем жилых. Одним из крупнейших предприятий в Смоленском (так называется один из исторических районов) был Невский завод, занимавший огромную территорию между проспектами Обуховской Обороны, Большим Смоленским и улицей Седова.

Как и подобает крупной советской организации, завод имел свои образовательные, медицинские учреждения, санатории. На Большом Смоленском сохранилось двухэтажное сталинское здание медсанчасти № 12 Невского завода. На проспект оно выходило шестью полуколоннами.

В наше время медсанчасть оказалась в частной собственности физического лица Егора Аветяна. И без особых стеснений в 2013 году Аветян принялся без разрешения властей надстраивать «сталинку». В соответствии с проектом, разработанным фирмой «Ивелен», третий этаж частично копирует оформление двух нижних. Правда, вместо полуколонн используются уже пилястры, а под окнами сделали фальшивые балконы – по пять балясин поставили на небольшом расстоянии от стены.

Сейчас работы почти завершены, и получившийся объект – а это «гостиница общего типа» (видимо, так по-современному называют общежития) – вызывает спорные чувства: из обычной «сталинки» получилось до невозможности провинциальное здание, какое можно встретить в Тамбове, Воронеже или Брянске.

 

Типография издательства «Правда»

 

На углу Херсонской и Исполкомской улиц стояла обычная ведомственная пятиэтажная «сталинка». Строгое оформление фасадов, 13 полуколонн высотой от тротуара почти до крыши, барельефы с изображением Ленина на фоне веера газет «Правда» и рабочими на митинге в Ленинграде.

Инвестор, турецкая фирма Renaissance Development, посчитала, что типографию вполне можно осовременить. Она поручила питерскому проектировщику Феликсу Буянову из мастерской «Б2» по максимуму занять полезную площадь участка. В итоге от сталинского здания осталась только фасадная стенка, а во дворе появился ультрасовременный новый объём. Да и не только сзади, но и сверху.

Градозащитники уверены, что здание просто уничтожено.

– На мой взгляд, прежнее конструктивистское здание больше не существует. С точки зрения сохранения памятника, как это позиционировалось, – это профанация, – полагает координатор организации «Живой город» Дмитрий Литвинов.

Схожего мнения придерживается и историк промышленной архитектуры Маргарита Штиглиц, которая оценила пристроенный корпус как не знающий меры и полностью исказивший пропорции и силуэт прежней постройки. А вот сам Феликс Буянов оправдывается:

– Я считаю, что это одна из лучших наших работ. Редко когда удаётся так элегантно сочетать старое и новое в одном, причём не разрушив старое… Большинство склонно поощрять имитации, что я не люблю. Надо понимать, что у каждого времени должен быть свой язык, а имитация – это всегда подделка и она никогда не будет цениться так, как оригинал.

 

Отношение к сталинской архитектуре за последнее время не поменялось. Такие дома по-прежнему считаются качественными, крепкими, а потому в них такие дорогие квартиры. Каждая «сталинка» уместна в том месте, где она стоит, будь то Московский проспект или внутриквартальная территория. Я не считаю, что «сталинки» необходимо как-то менять – они имеют довольно целостный облик.

Александр Тупеко, краевед, специалист по советской архитектуре

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.