День стюардессы. Один день
Корреспонденты «НВ» провели сутки с бортпроводником
Профессия стюардессы – сплошная романтика: кремовые облака, далёкие страны, мужественные пилоты, огненные рассветы в блюдечке иллюминатора. Да и сами девушки – загляденье: улыбчивые, стройные, безупречные. Нина Дым – точно такая. Ей 25, из них 5 она отдала небу, хотя никогда о нём не мечтала. Мы отправились вместе в рейс и узнали, что эта работа действительно даёт много. Но и взамен требует не меньше.
Вообще-то Нина собиралась стать врачом, как мама, готовилась поступать в медицинский. Авиацией грезил дедушка: весь дом был заставлен модельками самолётов. Он и сам хотел стать пилотом, но здоровье не позволило.
– А по маминой линии в роду – одни девочки, – рассказывает Нина. – Дедушка ждал внуков, надеялся, они воплотят его мечту, но получил двух внучек. А потом он ушёл из жизни. И я решила стать стюардессой – в память о нём.
Курсы бортпроводников Нина искала долго и пристрастно. В итоге выбрала – в Калининграде, куда и отправилась сразу по окончании школы. Три месяца учёбы, потом стажировка в Москве. Из 16 человек отбор в известную российскую авиакомпанию прошли трое, в том числе Нина. Однако по итогам выбрала другую, чартерную – приглянулась более обширная география полётов. Очень хотела увидеть Красное море. Как по заказу, первый самостоятельный рейс оказался как раз в Египет… Вот и сегодня нам туда же.
01.00. Сборы К недосыпу и постоянной смене климатических и часовых поясов за пять лет работы Нина уже привыкла
Рейс авиакомпании RoyalFlight Домодедово – Хургада вылетает в 04.30 утра. Это значит, что в аэропорту нужно быть за два с лишним часа. Поэтому из дома на улице Академика Волгина, что на юго-западе Москвы, Нина выходит в начале второго. Валит снег – апрель немилосерден. А на Нине только лёгкий плащик поверх фирменной алой формы. Впрочем, к резким переменам климатических поясов девушка уже давно привыкла. Как и выглядеть безукоризненно в любое время суток. Тем более что к внешнему виду бортпроводников требования строгие: волосы убраны, маникюр обязателен, но неярких тонов, даже колготки – строго определённого цвета. Несмотря на глубокую ночь, Нина выглядит свежей и отдохнувшей.
– Бортпроводник вырабатывает навык спать тогда, когда есть возможность, – смеётся Нина. – То есть фактически где угодно и когда угодно.
В такси Нина проглядывает свои записи. Вот уже год, как она стала старшим бортпроводником (для этого нужно налетать минимум 2000 часов). Поэтому теперь, кроме прочего, в её обязанности входит проведение предполётного брифинга – короткого собрания экипажа, на котором распределяются обязанности и сообщается общая информация о рейсе. Это своего рода контрольная перед вылетом: старший бортпроводник проводит опрос на знания должностной инструкции, аварийно-спасательного оборудования, технических характеристик. Всё это у бортпроводников должно отскакивать от зубов. Если кто-то «плавает», Нина имеет право отстранить коллегу от полёта. Правда, такого ещё не случалось.
– Итак, ребята, работаем по технологии, – начинает Нина. – Встречаем пассажиров – улыбаемся…
Количество бортпроводников в рейсе зависит от типа воздушного судна. В «Боинге-757» – минимум пять. Сегодня на борту работают шестеро, включая Нину, плюс инструктор. Он регулярно летает вместе с экипажем и проверяет работу бортпроводников. Так что надо постараться. Тем временем брифинг окончен. Теперь осталось пройти стартового врача, встретиться с командиром и договориться о взаимодействии во время полёта.
04.20. Готовимся к взлётуБезупречный внешний вид – такое же строгое требование, как и знание аварийно-спасательных средств
До вылета остаются минуты. Сонные пассажиры (между собой бортпроводники ласково называют их называют «паксы»), ёжась, забираются по трапу в салон. Самолёт забит под завязку – 224 человека. На борту у каждого своя зона ответственности, соответствующая определённой части самолёта. Старший бортпроводник находится у первой левой двери – 1Л. В целом Нина координирует работу коллег, но главное – отвечает за кабину пилотов. Из всего кабинного экипажа находиться в ней имеет право только она одна. Если кто-то из пилотов её покидает, Нина обязана зайти (такие правила, которые в европейских авиакомпаниях спешно начали вводить после трагедии с немецким «боингом», в российской авиации действовали всегда). Впрочем, врываться без предупреждения в святая святых не может даже Нина – предварительно она сообщает пилотам о своём визите по внутренней связи. В её обязанности входит и обслуживание лётного экипажа. Кстати, едят пилоты по очереди и – разное. Если командир корабля выбрал мясо, второй пилот будет курицу. Ради безопасности.
05.00. В небе Четыре с лишним часа в полёте пролетают незаметно: на борту у Нины полно работы
Во время полёта Нина практически не отлучается с кухни – помогает комплектовать тележки, разогревает ужин. Сама не ест – бережёт фигуру. В небе пища усваивается хуже, чем на земле, поэтому на короткую дистанцию девушка берёт с собой максимум йогурт. И, конечно, вода – пить рекомендуется каждый час, чтобы избежать обезвоживания.
Кажется, что всей работы на борту – разнести напитки и еду. На самом деле бортпроводникам буквально некогда присесть. Ведь помимо обслуживания пассажиров есть ещё и бумажная работа – после каждого рейса Нина обязана сдать отчёт. А ещё – выставить коллегам оценки за работу в специальном бланке. Нина всем ставит пятёрки. Я спрашиваю, что было для неё самым трудным.
– Войти в режим, – отвечает Нина. – Для бортпроводников такого понятия вообще не существует. Ты – раб графика. А у меня поначалу были только ночные рейсы. Организм восставал, конечно. Но ко всему привыкаешь. Ещё сложно было общаться с пассажирами. Увы, далеко не все осознают, что мы не официантки, а в первую очередь обеспечиваем безопасность на борту. И если что, будем рисковать своей жизнью, чтобы спасти людей…
Кстати, пенсионный стаж бортпроводника вырабатывается за 7,5 года у женщин и за 10 лет – у мужчин. Это связано с повышенной вредностью работы – нагрузка на сосуды, постоянная смена климатических и часовых поясов, перепады давления, повышенный радиационный фон… Износ серьёзный, поэтому есть и строгие нормы по количеству часов. Санитарная норма – максимум 80 в месяц. И промежуток между рейсами должен быть не меньше 12 часов. За состоянием здоровья бортпроводников строго следят. Каждые полгода проходят промежуточные медкомиссии, раз в год – расширенная, раз в два года – врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК). На ней проходят всех специалистов, сдают все анализы.
09.00. Снова на земле В редкие часы отдыха между рейсами можно позволить себе немного шопинга
Когда пассажиры покидают самолёт, работа бортпроводников продолжается. В салоне они проводят ещё не меньше часа – приводят всё в порядок. Если рейс разворотный (то есть сразу отправляется обратно), то времени на отдых и вовсе не остаётся. Но на этот раз Нина задержится в Хургаде на целых две недели – будет летать отсюда по России. Завтра, например, в Казань. Но пока можно наконец-то немного расслабиться. Правда, и тут есть строгие рамки – правила поведения «в эстафете». Бортпроводнику не разрешается курить, употреблять алкоголь, покидать территорию гостиницы после десяти вечера. Конечно, специально проверять никто не будет, но если заметят – грозит увольнение. Кроме того, стюардессе нужно всячески беречь здоровье, оттого запрещено заниматься любыми травмоопасными видами спорта. То есть никакого сёрфинга, водных лыж, дайвинга и сноркеллинга. И это в Египте! А плавать-то можно, спрашиваю?
– Только если за буйки не заплывать, – смеётся Нина.
За 5 лет в профессии она научилась спокойно реагировать почти на всё. В том числе на буйных пассажиров. Кстати, этому во время обучения посвящён отдельный блок. Изучают разные человеческие типажи, темпераменты, национальные особенности. Например, индусам надо предлагать напитки три раза: первые два они отказываются. Но не потому что не хотят пить, а из вежливости. Если об этом не знать, можно расстроить человека… Ещё одна издержка работы – повышенное мужское внимание. Немудрено! Но порой утомляет. Правда, давать телефон и сообщать какие-то личные данные о себе строго запрещено. Но попадаются и настойчивые. Один такой каким-то чудом нашёл Нину в социальной сети, зная только имя. Но сердце девушки уже занято, поэтому на работе – только работа. В которой, как она говорит, ей всё нравится.
– Приятно, когда пассажиры делают комплименты, благодарят, – делится Нина. – Бывает, на улицах даже узнают. Ехала как-то в маршрутке на работу, а на меня девушка пристально так смотрит. Я смутилась, вышла. А она догнала меня, взяла за руку, говорит: «Мы с вами вчера из Барселоны вместе летели. Спасибо вам!» Приятно! Вообще, когда видишь улыбки людей, на душе становится тепло. Понимаешь, ради чего работаешь.