«Националисты освобождают от нас страну»
Киевский блогер Андрей Селезов рассказал «НВ», почему стал беженцем, и объяснил, что заставляет его соотечественников уезжать в Россию
Раньше Петербург был для Андрея городом-мечтой, теперь стал местом изгнания, но – не менее любимым
Андрей Селезов – киевский блогер, искренне считающий, что Россия и Украина – одна страна. Андрею пришлось уехать с Украины после того, как его чуть не убили за пророссийские взгляды. Вот уже 11 месяцев Селезов в Петербурге. Когда мы встретились с ним, первым делом я спросила, можно ли будет опубликовать в газете его фамилию или лучше использовать псевдоним. «Да не переживайте, я уже так «засветился», что смысла скрываться нет. Я ведь на Украине личность известная – числюсь в списках «врагов народа». О том, почему он уехал из Киева, Андрей рассказал «НВ».
«Правосеки» знали меня в лицо»– Я родился в Киеве, при этом считал себя русским. С развалом Советского Союза Украина сразу пошла по пути национализма, борьбы с Россией, и я не мог этого принять. После первого Майдана в 2004-м я начал участвовать в киевском пророссийском движении. Звучит серьёзно, но на самом деле это были всего лишь разрозненные общественные группы – от коммунистов до православных монархистов, которые выходили на улицу и проводили акции в поддержку русских, за союз с Россией, против национализма. В то время эти акции ещё никто не осмеливался разгонять.
Мы не получали от России ни финансирования, ни моральной поддержки – ничего. Всё держалось на нашем энтузиазме. Тогда я и начал активно публиковать свои наблюдения и выводы в интернете. Вначале в социальных сетях, а чуть позже, в 2010-м, завёл блог в «Живом журнале» (ЖЖ): делал фоторепортажи, публиковал свои комментарии, но и уличные акции тоже не пропускал. Вот только в Киеве они, к сожалению, были немногочисленными, это украинизированный город, и мы чувствовали себя в нём одинокими.
На Украине всегда существовала бандеровщина, и нужно было лишь выкормить её, сделать эту идеологию общегосударственной, запудрить ею головы молодёжи. Видимо, в прошлом году это поколение – продукт 20-летней эпохи пропаганды после развала СССР – оказалось готово к действию. На Украине к этому времени были целые банды националистов, нацистов, футбольных «ультрас». Вот они и составили костяк ударных отрядов того же «Правого сектора». Все они – молодые люди, в их рядах процветает культ Гитлера, фашизма. Но это не массовое помешательство, а следствие многолетней работы Запада.
Когда начался второй, прошлогодний Майдан, националисты уже знали меня в лицо, поскольку я не соблюдал мер предосторожности, выступал открыто и публично. В «Правом секторе» есть несколько человек, которые грозились лично меня убить. Молодые парни, они искренне ненавидят меня, считают лютым врагом Украины, потому что я много лет выступал против национализма – причём от души. За пять дней до государственного переворота у нас произошла стычка с радикалами, и меня здорово избили. В те дни уже начинали убивать людей, и я понял, что оставаться на Украине опасно.
«Люди бегут из атмосферы ненависти»– Тогда я бежал в Россию в первый раз. Вначале пробовал уехать в Ижевск, но в тот первый раз не собрался толком, не взял с собой ничего. Пришлось вернуться. Это было как раз после референдума в Крыму.
Когда произошли страшные майские события в Одессе, я был на Украине. Правда, дома не жил, поскольку националисты знали мой домашний адрес и телефон. В июне я понял, что всё становится только хуже и человеческая жизнь уже ничего не стоит. Тогда я собрался уже обстоятельно и уехал в Петербург.
Теперь я уже меньше пишу об Украине, поскольку привык размышлять о том, чему сам являюсь свидетелем. Сейчас мой блог посвящён в основном Петербургу, России, железнодорожной тематике, которой я увлекаюсь. Да только вот в Киеве меня за эти 10 месяцев не забыли – мне до сих пор приходят угрозы от «Правого сектора» – на почту, в блоге, по sms (они узнали мой здешний номер телефона).
Когда я жил на Украине, часто думал: «Как было бы здорово жить в Петербурге, да я бы каждый день гулял по центру!» Теперь моё желание исполнилось – правда, совсем иным образом, нежели я предполагал. Даже общий фон, настроения в северной столице совсем другие. Ведь почему многие уезжают с Украины? Да потому что не могут больше выносить атмосферу ненависти. Там у меня была жизнь во внутренней иммиграции, жизнь изгоя. Когда большая часть людей настроена враждебно и ты остаёшься в меньшинстве – становится очень трудно.
Но и здесь, в России, я тоже эмигрант. Я не могу даже на пару дней вернуться домой. То есть могу, конечно, сдать документ о временном убежище, мне вернут украинский паспорт и я уеду в Киев – на свой страх и риск. Но там – настоящий террор, людей арестовывают и убивают за их взгляды, ни о какой свободе слова и речи нет. А я за последние пять лет написал слишком много, чтобы меня оставили в покое.
Одно время у русских на Украине была надежда, что Россия крепко возьмётся за киевский режим, и он долго не продержится. Теперь такой надежды уже нет и, видимо, мне придётся остаться здесь навсегда.
Конечно, сейчас, в свете военных событий, для граждан Украины серьёзно упростили режим пребывания в России. Я, например, получил свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Это – уже не справка, а полноценный документ, заменяющий паспорт. Его можно продлевать на один год – в общей сложности шесть раз. Свидетельство мне выдали быстро, но если бы не война, то не видать мне его как своих ушей.
Правда, до конца я ещё не определился, буду ли получать российское гражданство и оставаться в России навсегда или же вернусь обратно в Киев. Там ведь осталась квартира и всё моё имущество. Я, к сожалению, упустил то мирное время, когда можно было всё это спокойно продать. А сейчас украинская недвижимость настолько упала в цене, что, продав квартиру там, я здесь смогу поселиться разве что в какой-нибудь захудалой комнатушке в глубинке. А я вырос в Киеве, привык к большому, шумному городу. Кроме того, деньги перевести сюда практически нереально – украинские власти считают, что между нашими странами идёт война, и усложнили систему денежных переводов в Россию. Так что моё материальное положение сейчас оставляет желать много лучшего, и я был бы раз любой финансовой поддержке.
«Украинцев учат ненавидеть русских»– Конечно, далеко не все украинцы сегодня хотят в Россию. Но это – вина и следствие пропаганды. Ведь даже в западных областях страны изначально многие не были настроены против России, но их так обработали за последние 20 лет, что они стали ненавидеть страну-соседа. Все эти годы Запад активно работал на Украине. Людей вроде меня, заводивших блоги, активно выступавших (не только за, но и против России), они вычисляли и вербовали. И эти люди уже не занимались, как я, установкой дверей – они работали за западные гранты, переходили на совершенно другой финансовый уровень. Многие становились журналистами, и Запад не жалел на них денег.
А Россия эти 20 лет ничем подобным не занималась. Не проводила работы ни со СМИ, ни с молодёжью. Информационно Россия ушла с Украины, а США сразу же заняли эту нишу и выстроили там систему телевидения, СМИ, официальное образование, которое учит детей ненавидеть русских. Украинские СМИ постоянно твердят и внушают людям, что в России всё плохо. Когда я жил в Киеве, я почти все свои заработки тратил на поездки по Украине и по России. Писал репортажи о местах, где побывал, сравнивал наши страны. Могу точно сказать – в целом Россия живёт лучше, чем Украина. Даже российская деревня живёт лучше, чем некоторые украинские города. Но ведь украинцы мало путешествуют и охотно верят всему, что пишут или показывают по ТВ.
Меня мучает вопрос: почему Россия не боролась за свои исторические территории? У неё ведь было моральное право влиять на информационное поле, ведь на Украине после распада СССР осталось 12 миллионов русских. Скорей всего, ей в 1990-е было просто не до того. А теперь время упущено – на Украине выросло поколение, настроенное против всего русского.
Режим, установившийся сегодня в Киеве, настолько враждебен России, что мирно сосуществовать с ним не получится. Это источник бесконечных провокаций, войны и потока беженцев, экономических проблем. Это беспрерывный ужас. Беженцы с Украины приезжают сюда и будут приезжать.
Всех, кто считает себя русским или лояльным России, сейчас просто вытесняют с Украины. Националисты освобождают от нас страну. Таким же образом в своё время албанцы вытеснили сербов из Косово. Это несправедливо – да, многие на Украине считают себя русскими, но они родились и хотят жить на своей земле. Вместо этого они вынуждены уезжать.
Крым Россия сумела вовремя «прикрыть» собой, а вот с Донбассом не вышло. То, что сейчас называют «перемирием», на самом деле – только пауза. В Киеве продолжается мощная военная антироссийская пропаганда. И я не вижу даже намёков на то, что Порошенко начнёт сворачивать эту кампанию и снижать градус противостояния.