День памяти и скорби. Не только для армян
Сегодня исполняется 100 лет трагическому событию. 24 апреля 1915 года считается датой начала геноцида армян в Османской империи
Скоро мы будем отмечать 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Почти все знают, что в этой войне мы сражались против нацистов, которые применяли геноцид по отношению к тем, кого называли «унтерменшами», недочеловеками. Но про другой юбилей, связанный с действиями предшественников нацистов, знают гораздо меньше. Как заметил писатель Валерий Шамбаров, если Вторую мировую нельзя обсуждать, не упомянув человеконенавистническую идеологию нацистов, то, говоря о Первой мировой, нельзя игнорировать вопрос о человеконенавистнической идеологии пантюркистского движения младотурок. Ну и просто надо помнить, против каких чудовищ сражались наши солдаты в обеих мировых войнах.
Библейский фараон говорил про еврейский народ: «...Когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями и вооружится против нас…» (Исх. 1:10). Со временем эта логика привела к избиению еврейских младенцев. Младотурки в отношении армян руководствовались той же логикой, что оказалось гибельным не только для армянских младенцев. Турецкие националисты резонно считали, что армяне симпатизируют России. Хотя они не православные, но тоже христиане и русские им были ближе. В России армяне могли делать неплохую карьеру. Так, граф Михаил Лорис-Меликов какое-то время был фактически вторым человеком после государя императора Александра II. Кроме того, в предыдущей Русско-турецкой войне Россия уже помогла ряду христианских народов стать независимыми от Порты. И вот что думали радикальные пантюркисты: «Есть немусульманские народы – есть проблемы. Не будет немусульманских народов – не будет проблем». А армяне были последней крупной этнической немусульманской группой в Малой Азии.
Если говорить о сходстве с Гитлером, можно заметить, что младотурки тоже были реваншистами. Они мечтали о реванше за поражения от России и от союза балканских народов, который победил турок во время первой Балканской войны. Поэтому для них было естественно вступить в Первую мировую войну на стороне противников России.
Ну и кроме того, их с Гитлером объединяет идея «удара в спину от ненадёжной нации». В январе 1915 года турецкая армия потерпела сокрушительное поражение в Сыракамышском сражении, в котором, кстати, особо отличился начальник штаба Кавказского фронта Николай Юденич, один из будущих лидеров Белого движения. И тогда среди турецких шовинистов стала очень популярна идея о том, что главная причина поражения – «предательские» действия армян.
24 апреля 1915 года в Стамбуле были арестованы представители армянской элиты. С этого события принято начинать историю геноцида. Вопрос решали по-разному. Некоторые деревни были просто вырезаны. Значительную часть армянского населения переселяли во внутренние районы, создавая при этом все условия, чтобы до пунктов назначения доходило как можно меньше людей. Кроме того, фактически было объявлено, что армяне не находятся под защитой закона. То есть бандиты и садисты могли безнаказанно грабить и убивать.
О том, сколько людей погибло, историки будут ещё долго спорить. Называют цифры от 200 тысяч до 2 миллионов. Просто есть разные версии, сколько армян жило в Турции. Но безусловно, армянская община была уничтожена. И наверное, самое страшное в том, что логика «есть нация – есть проблема» сработала: территория, на которой жили западные армяне, осталась турецкой.
Правда, Османская империя проиграла мировую войну, что привело к падению партии младотурок. Султан подписал во Франции мир, согласно которому Турция теряла немало территорий, включая Армению. Но в Версальской системе уже тогда многие увидели два существенных изъяна. Во-первых, она не учитывала Советскую Россию. Во-вторых, её архитекторы не были готовы последовательно отстаивать версальские принципы. В Турции произошла революция, в результате которой к власти пришёл Кемаль Ататюрк, отказавшийся соблюдать договор и после новых боевых действий добившийся его пересмотра. Так Турецкая (Западная) Армения осталась в Турции. Впрочем, это не спасло большинство вождей младотурок, которые эмигрировали и за которыми армянские боевики охотились, как позже Моссад – за нацистскими преступниками.
24 апреля – это ещё один день памяти и скорби. Думаю, в этот день стоит найти время для минуты молчания.
Антон Кизим, историк
как это было
53 дня на горе Муса-ДагНесмотря на неравные силы, во время резни армяне пытались сопротивляться. 13 июля 1915 года жители шести армянских деревень, расположенных у подножия покрытой лесом горы Муса-Даг, получили от властей Османской империи приказ готовиться к депортации. Уже на следующий день большинство армян собрали всё имевшееся в деревнях оружие и все вещи, которые смогли унести, и незаметно ушли на гору.
Подъём на высоту около километра занял один день, после чего армяне принялись строить укрепления. Турки, обнаружив опустевшие дома, поняли, куда исчезли их жители, и попытались захватить лагерь, но все их атаки были успешно отбиты.
Турки попытались подняться по нескольким ведущим на гору тропинкам и заняли горный уступ, расположенный всего в нескольких сотнях метров от лагеря. Обнаружив это, армяне ночью напали на своих врагов сразу с нескольких сторон. Им удалось захватить оружие турок и заставить их отступить.
Однако у армян заканчивалось продовольствие. Они попытались привлечь к себе внимание военных кораблей Антанты в расположенном достаточно близко от горы Муса-Даг порту Александретта. Осаждённые сшили два огромных флага и прикрепили их на вершинах деревьев. На одном флаге был ярко-красный крест, а на другом – такая же яркая надпись по-английски: «Христиане в беде, спасите».
На 53-й день осады флаги заметили на французском крейсере «Гишен». Его капитан связался с ещё тремя французскими судами и одним английским. Эти корабли забрали на борт всех выживших и переправили их в Египет. Это был единственный случай, когда в спасении армян от геноцида приняли участие союзнические войска.
глазами очевидца
Памятник стал мессой по погибшимЦицернакаберд – памятник, посвящённый жертвам геноцида армян, – в Ереване видно почти с любой точки города, ведь он находится на высоком холме, на берегу реки Раздан. Но главное впечатление производит подземный Музей геноцида, расположенный под комплексом, – от его посещения кровь стынет в жилах.
Мы приехали в музей в 40-градусную жару, но в его залах было прохладно. Экскурсовод – молодая армянская девушка – не спеша вела нас по залам с фотографиями и инсталляциями и нарочито спокойно рассказывала абсолютно чудовищные вещи. Например, как по распоряжению тогдашних правителей Османской империи – младотурок – солдаты турецкой армии вывозили в степь сотни армянских женщин и детей. И просто оставляли их там – без еды, воды и вообще без каких-либо припасов. «И так десятки, сотни раз», – говорила экскурсовод.
Мужчин собирали в большие группы, сажали на дряхлые корабли, выво-зили в Чёрное море и... топили. Или никуда не вывозили, а просто сгоняли в одно место – и расстреливали, рубили шашками и забивали прикладами. И так тоже сотни раз. Всё это зафиксировано в Цицернакаберде в фотографиях, исторических документах, даже в личных вещах и записках замученных людей. Всё это девушка-экскурсовод рассказывала каким-то даже задорным тоном – и это в разы усиливало ощущение дикого, навязчивого кошмара.
…В ресторане, куда нас привезли после посещения Цицернакаберда, никто из нас ничего не ел. Зато все охотно пили предложенную хозяевами водку – и никто не пьянел.
Создатель мемориала Артур Тарханян мечтал, чтобы памятник стал мессой в память безвинно погибших и заветом для выживших. И чтобы он был понятен всем – независимо от национальности и вероисповедания. И то и другое ему удалось.
Иван Максимов