Жечь или не жечь – вот в чём вопрос
Проблему утилизации бытовых отходов в Петербурге не могут решить уже несколько десятилетий
По подсчётам экспертов, среднестатистический россиянин ежегодно выбрасывает около 400 килограммов отходов. Не грозит ли нам мусорный апокалипсис? «Грозит, если не изменим политики обращения с отходами!» – уверенно заявляют экологи. К счастью, «мусорная тема» теперь всерьёз волнует не только их, но и чиновников самого высокого уровня. Потому-то и были приняты основательные поправки в федеральное законодательство, которые сейчас заставляют чиновников на местах менять свою политику в сфере обращения с отходами.
Из всех регионов России Москва и Петербург испытывают особые трудности в решении мусорной проблемы. Не столько потому, что являются самыми густонаселёнными, сколько по причине нахождения внутри территории другого субъекта. Закон запрещает размещать мусорные полигоны в черте населённых пунктов, любое свободное пятно земли быстренько оккупируется девелоперами, поэтому и приходится Москве и Петербургу обращаться за помощью к областным соседям с просьбой «приютить» у себя отходы мегаполисов. Договориться об этом очень непросто, и поэтому мусорная проблема становится для чиновников двух столиц настоящей головной болью.
– В результате жизнедеятельности населения Петербурга в год образуется около 10 миллионов кубометров, или более 1,7 миллиона тонн, твёрдых бытовых отходов (ТБО), – пояснил «НВ» начальник отдела развития и инвестиционных проектов комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Денис Завьялов. – Из них более 8 миллионов кубометров поступает от жилого фонда и порядка двух миллионов – от нежилого. Только около 15 процентов образуемых ТБО перерабатывается на производственных площадках специализированных мусороперерабатывающих заводов. Остальная часть размещается на полигонах по захоронению.
Жилой фонд обслуживает около 40 транспортных организаций, с которыми управляющие компании, ТСЖ и ЖСК заключают договоры на вывоз. В свою очередь, эти организации вывозят отходы либо на мусороперерабатывающие заводы (МПЗ), либо прямиком на полигон без какой бы то ни было сортировки. В ведении города находится лишь полигон отходов ПТО «Новосёлки» на Горском шоссе неподалёку от Левашово. Эксплуатировать его начали ещё в 1973 году, и сейчас он исчерпал свой ресурс. Ближайшая перспектива лишь одна – рекультивация, которая должна стартовать в ноябре 2015 года. Также город размещает ТБО на полигоне ООО «Новый Свет – ЭКО» в Гатчинском районе.
А вот точное количество несанкционированных свалок вряд ли кто-то назовёт. В Петербурге чаще всего этим грешат застройщики и обслуживающие их транспортные компании. И причиной тому не столько нехватка легальных мест для размещения отходов, сколько элементарная человеческая жадность. И то правда, зачем делиться деньгами с полигонами или МПЗ, если можно свалить весь свой хлам в ближайший лесок или на пустырь?
Как заявил на пресс-конференции, посвящённой итогам прошлогодней работы комитета по природопользованию, его председатель Валерий Матвеев, число несанкционированных свалок, особенно строительного мусора, по-прежнему растёт, хотя количество размещённых на них отходов уменьшилось. То есть чиновники и природоохранная прокуратура благодаря бдительности жителей и экологов во многих случаях успевают пресечь перерастание куч отходов в мусорные монбланы.
– Регламент, где прописано, куда везти отходы и как, есть, – пояснял журналистам руководитель межрегиональной экологической общественной организации «Зелёный фронт» Сергей Виноградов. – Но крупные фирмы нанимают субподрядчиков. И десятки тысяч тонн отходов куда-то деваются, а потом в ход идут фиктивные справки. Мы обнаруживаем вывоз мусора – тут же пишем письмо в комитет, председатель комитета получает его через неделю. Пишет распоряжение, мы узнаем об этом через месяц-полтора. За это время некоторые фирмочки успевают не только разместить тысячи кубов мусора, но и исчезнуть…
Но с чем особенно плохо, так это с мусоропереработкой. Сейчас в пятимиллионном городе имеются лишь два мусороперерабатывающих завода, входящих в состав СПб ГУП «Завод МПБО-2». Изначально они были ориентированы на переработку биоразлагаемой части твёрдых бытовых отходов методом биотермического компостирования.
– Однако вследствие отсутствия раздельного сбора пищевых отходов образующаяся органическая фракция поступает на заводы в общем составе ТБО, содержащих компоненты повышенного класса опасности, – отмечает Денис Завьялов. – В результате производимый компост загрязнён тяжёлыми металлами, не допускается санитарными службами к использованию в сельском хозяйстве. Поэтому сбывается не более 35 процентов произведённого компоста, а остальной объём захоранивается на полигонах. Производительность заводов СПб ГУП «Завод МПБО-2» не удовлетворяет растущих потребностей города. В связи с моральным и материальным износом основных средств МПЗ необходимо произвести модернизацию оборудования и реконструкцию объектов капитального строительства, находящихся в хозяйственном ведении СПб ГУП «Завод МПБО-2».
Три года назад в Петербурге была утверждена Региональная целевая программа по обращению с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами на 2012–2020 годы. Помимо прочего, документ включал в себя строительство мусороперерабатывающего комплекса в посёлке Левашово. Технология предприятия предусматривала глубокую сортировку ТБО и производство «мусорного» топлива, которое предлагалось тут же сжигать, получая электрическую и тепловую энергию для внутренних потребностей завода и внешних потребителей.
Ознакомившиеся с проектом экологи тут же забили тревогу. Десятки тысяч петербуржцев подписались под интернет-обращением к губернатору Георгию Полтавченко с требованием отказаться от строительства мусоросжигательного завода. А тут ещё девальвация рубля случилась, и в данном случае к счастью, поскольку из-за резкого возрастания стоимости проекта, который должен был функционировать на импортном оборудовании, губернатор принял решение о приостановке строительства на неопределённый срок. Однако окончательно от этой идеи городские власти не отказались, поэтому экологи предлагают всем беспокоящимся о собственном здоровье и благополучии своих детей горожанам требовать от Смольного наложить окончательное вето на эту идею. И советуют это сделать до 1 мая, когда должна быть закончена работа над поправками в региональную целевую программу, которая должна будет серьёзно изменить политику обращения с отходами в сторону мусоропереработки.
Выход из сложившейся ситуации, как утверждают многие специалисты, в раздельном сборе мусора с последующей вторичной переработкой. Как это происходит сейчас в Европе и как было широко развито в СССР, где политика «Отходы – в доходы» практически носила статус государственной.
– Любой мусор – это вторичное сырьё, а значит, и потенциальный товар, – уверен член Общественной палаты Ленинградской области Юрий Шевчук. – Его можно и нужно перерабатывать в товарный продукт, а затем реализовывать на мировом рынке.
Однако пока идея раздельного сбора не вызывает у чиновников особенного энтузиазма. И это при том, что количество покупателей и переработчиков вторсырья растёт. Недавняя попытка ввести в некоторых районах города раздельный сбор мусора была объявлена неудачным экспериментом. Мол, не созрели якобы наши граждане до цивилизованных европейских практик. Хотя и советский опыт, и увеличивающееся год от года число горожан, участвующих в городских экологических акциях по раздельному сбору мусора, говорят, что не стоит так уж недооценивать петербуржцев.
минуточку внимания
«На вторсырьё существует большой спрос»Татьяна Нагорская, координатор экологического движения «РазДельный Сбор»:
– Мусор – это то, что сваливается в кучу. То, что собираем мы, называем отходами или вторсырьём. На своих акциях мы собираем десять разных фракций, в том числе пять видов пластика. Такое разделение необходимо в связи с тем, что нам нужно отдать конкретный вид пластика конкретному приёмщику без подсортировки. Все эти десять фракций: бумага, стекло, металлические банки, упаковка типа Tetra Pak, разные пластики – отправляются разным приёмщикам. На данный момент у нас в Петербурге около двадцати стабильных партнёров – от небольших приёмных пунктов до крупнейших заготовителей в России. Например, мы сотрудничаем с компанией «Кнауфф», которая производит из отходов гипсокартон, с компанией «ЮВИ СПБ», являющейся крупнейшим заготовителем макулатуры по СЗФО. Сырья для вторичной переработки очень много, в чём легко убедиться, побывав на любой свалке. Но все заготовители испытывают стойкую нехватку материала, потому что это сырьё попросту никто не собрал. Однако жители сваливают все отходы вместе, которые потом вывозятся либо на свалку, либо на какую-то самую примитивную подсортировку, откуда уже ничего ценного не вытащить. Вот мы и пытаемся обратить внимание, что это важнейшее звено в цепочке отсутствует. Спрос на вторсырьё очень большой. Все наши партнёры перед каждой акцией звонят и спрашивают: «В этот раз не дадите нам ещё одну машину?» У них мощности не загружены, сырья постоянно не хватает, приходится искать его по интернету, покупать какие-то мелкие партии. Представляете, люди купили дорогостоящее оборудование по переработке отходов, а загрузить его, к сожалению, нечем, хотя этого сырья повсюду так много!
Переработать можно практически всё, если к этому внимательно отнестись. Число петербуржцев, участвующих в наших акциях, постоянно растёт. На последней акции уже было собрано 40 грузовиков отходов. Сейчас заняты тем, что перенаправляем людей в другие места, в ближайшие к их дому пункты вторсырья. Если бы не это, думаю, мы бы уже давно своими силами не справлялись. Городские власти тоже становятся активнее. Во-первых, люди понимают, что рано или поздно мы всё равно придём к раздельному сбору. Все видят какие-то примеры за границей. Мне кажется, что в среднем экологический уровень населения значительно вырос. Даже если судить по количеству переработчиков, которые начинают это дело на свой страх и риск, их количество в последние год-два увеличилось в разы. Мне звонят каждый день, просят привезти вторсырьё. Увы, многим приходится отказывать, потому что у нас нет потока – мы проводим свои акции только один раз в месяц. А им же нужно каждый день…