Встреча на Эльбе. 70 лет спустя
Калининградские воины-интернационалисты отметили автопробегом юбилей соединения советских и американских войск
На всём пути ветераны Афганистана возлагали цветы и венки к военным мемориалам
Собкор «НВ» принял участие в автопробеге Калининград – Торгау, организованном калининградскими воинами-интернационалистами в честь юбилея исторической встречи союзнических войск на Эльбе, и воочию убедился, что подвиг солдат Великой Отечественной войны помнят и чтут как в России, так и в Германии.
Стартовали ночью, чтобы без очередей пройти границу. Четыре экипажа укомплектованы членами областной ассоциации воинов-интернационалистов и их боевыми подругами. Собрались в полночь у мемориала «1200 гвардейцев». Отдав дань памяти героям, павшим при штурме Кёнигсберга, взяли курс в сторону Польши.
Учитывая печальный опыт «Ночных волков», двигаться решили без перформанса. На антеннах железных коней – георгиевские ленточки, на лобовых и задних стёклах – наклейки «Союз ветеранов Афганистана». В багажниках – знамёна, заблаговременно приобретённые венки и запас всего необходимого на четырёхдневный пробег.
– Давай к нам, – на правах старого знакомого приветливо махнул мне рукой подполковник в отставке Владимир Черненко. – У нас чисто мужская компания.
За баранкой «мицубиси» – тоже афганец.
– Старший сержант запаса Сергей Черненок, – представляется водитель и тут же шутит: – Вас везёт в Германию совершенно непьющий шофёр. Тридцать два года за рулём. Права всех категорий. За Речкой полтора года ходил на КамАЗе с караванами под Кандагар и Пенджаб.
Впрочем, о давней службе в Афгане Сергей рассказывает неохотно. О боевых действиях говорить вообще не хочет. Больше о минутах отдыха и разных бытовых казусах, которые случались на войне. Ловлю себя на мысли: люди, действительно познавшие запах пороха и крови, всегда говорят о своей ратной службе без красок и славословий.
Европа встречает нас негостеприимно. Польская симпатичная пани – страж границы – внимательно изучает документы, косясь на георгиевские ленточки на машинах и лацканах пиджаков. Затем приглашает старшего таможенной смены. После небольшого совещания две из четырёх машин отправляют на детальный досмотр. Нарочито вежливые и подчёркнуто медлительные братья-славяне дотошно расспрашивают о содержимом каждой клади в багажнике. Зачем венки? Спальные мешки? И так далее. Казалось, что формальным вопросам не будет конца. В результате изнурительной и бестолковой процедуры потеряли несколько часов. Поэтому по Польше пришлось идти без остановок, чтобы уложиться в график. За несколько часов пересекли неожиданно негостеприимную страну.
В ближайшем германском городке нас встречал ветеран спецназа ГДР Александр Кифель. Антифашист в третьем поколении. В 1930-е годы его дед, объявленный личным врагом Гейдриха, бежал в СССР. Потом активно работал во имя общей Победы и вернулся в Германию вместе с войсками Красной Армии. Сам Александр в молодости зацепил Афган в составе спецподразделения братской армии. А три года назад из той же страны живым и невредимым вернулся его сын – солдат НАТО.
Корректируя наш маршрут, немецкий камрад нет-нет да и затрагивает волнующие всех темы.
– В ток-шоу одно и то же и лица одни и те же, события на Украине преподносят только в одном аспекте, – возмущается наш немецкий друг. – А я смотрю за новостями, Украина сейчас – что Германия начала тридцатых! Один в один. Притом что и своих проблем выше головы. Дискуссии по исламизации могут привести к беспорядкам.
За разговорами о текущем международном моменте въезжаем в Торгау, небольшой и уютный немецкий городок, где 70 лет назад встретились подразделения Красной Армии с союзническими войсками. Здесь, на Эльбе, нас ждут друзья. Представители Союза десантников России. Бывшие граждане Советского Союза, в своё время прошедшие горячие точки и обосновавшиеся в Германии.
Калининградский марш-бросок не остался ни для кого незамеченным. Нашу группу с большим респектом пригласили в городской музей гусеничного оружия, где местные волонтёры вовсю готовили древние военные машины к завтрашней реконструкции. Сюда же были приглашены внушительные делегации энтузиастов из Москвы и Минска. Первые встречи на Эльбе начались прямо здесь.
– Глазам своим не поверил, – восторженно рассказывает ныне гражданин Германии Валерий Блюм. – Прямо передо мной – мой командарм, генерал армии Виктор Фёдорович Ермаков! Там, в Афгане, всего два раза его издали видел. Подхожу к нему строевым шагом, представляюсь, он меня обнимает. Фотографируемся вместе, теперь это фото будет семейной реликвией.
У другого русского немца Алексея Лысакова реликвия иного плана. Профессиональный тренер по дзюдо гордится недавно написанной и изданной им книгой о Герое Советского Союза, почётном гражданине Люблина Иване Гришине.
– Дед моей жены, – с гордостью презентует свой труд Лысаков. – Старался издать именно к юбилею Победы, чтобы подарить всем друзьям и близким.
Русские немцы ко всему связанному со своим прошлым относятся с особой теплотой и пиететом. И о России отзываются искренне и душевно. У многих давно зарубцевались раны от обид, нанесённых неблагодарной родиной, когда после Афгана воины, выполнившие с честью свой долг, оказались ненужными и заброшенными. Но выяснилось, что и родина помнит своих сыновей.
Руководитель нашей делегации Юрий Федорищев объявил общее построение. Гвардии полковник при полном параде от имени министра обороны наградил немецких афганцев медалями «25 лет вывода войск из Афганистана».
– Родина помнит о вас, ребята, как и вы всегда помните о Родине, – заверил русских немцев Федорищев.
…В субботу в Торгау яблоку негде было упасть. Непредсказуемый наплыв туристов поставил в неудобное положение местный бизнес. Уже к обеду во многих кабачках закончились знаменитые баварские колбаски. В самом месте встречи союзников собрались несколько тысяч человек.
Праздничная атмосфера царила повсюду. Школьники Торгау украсили перила моста через Эльбу бумажными голубями. Там же, на мосту, дети выходцев из России раздавали георгиевские ленточки прохожим. Практически никто от таких презентов не отказывался. Афганцы – и немецкие, и русские – прибыли на Эльбу под своими знамёнами.
Нынешние юбилейные торжества не отличались теплотой и искренностью. Немногочисленная американская делегация держалась нарочито особняком. Зато от России в мероприятиях приняли участие и политики, и просто известные люди.
На Эльбе наши воины тепло общались с американскими реконструкторами
– Совсем банальная истина, но она вечная, – улыбаясь, поделился своими впечатлениями чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. – Люди должны жить в мире, война – противоестественное состояние человечества. Это наша общая победа, и её у нас никому не отнять.
Не обошлось и без курьёзов. Свою непримиримую гражданскую позицию по отношению к России очень хотел продемонстрировать презентабельный местный житель, заявившийся на мероприятия с флажком Украины. Немец долго слонялся как неприкаянный, надеясь приковать своим эпатажем хоть чьё-либо внимание. Однако собравшиеся не проявляли по отношению к нему никаких отрицательных эмоций. Вся Европа 70 лет назад была обильно полита кровью народов-победителей. Стоит ли выделять отдельно подвиг украинского народа? Видимо, оценив царящую вокруг атмосферу и устав от бесполезных передислокаций, вместе с жовто-блакитным стягом Незалежной немец встал под российские триколоры. Так и не осознав, почему в его адрес не звучат столь ожидаемые упрёки, поборник всего украинского первым разразился аплодисментами, когда в центре импровизированной фронтовой полянки крепко обнялись американские и советские ветераны, участники тех знаменательных событий.
С утра до вечера в Торгау звучали песни тех лет. По городу ходили люди в форме, которых искренне приветствовали местные жители. Атмосфера, царящая в субботу на Эльбе, дала чётко понять: нынешние немцы воспринимают те далёкие события не как поражение и разгром, а как освобождение своей страны от коричневой чумы.
…Прощаемся с немецкими друзьями. Ненадолго. 9 Мая они будут в Калининграде и в составе сводного подразделения воинов-интернационалистов пройдут по площади Победы. Снова колонной выдвигаемся в обратную дорогу. Путь домой прошёл без каких-либо эксцессов. Разве что во время одной из стоянок к автору этих строк подошёл пожилой поляк.
– Пан, можно у вас купить? –спросил незнакомец, указав на прикреплённую к лацкану куртки георгиевскую ленточку.
– Не продаётся, – поясняю собеседнику. – Возьмите на память.
– Спасибо, – искренне поблагодарил поляк и тут же жёстко добавил: – Смерть Бандере!
– Мир Украине, – ответил я на категоричный призыв. – Украине и другим странам.
кстати
«Нашего Бэтмена тогда днём с огнём искали»Уже в дороге выясняю, что машиной управляет почётный житель польского городка Бранево. Оказывается, наш непьющий водитель в своей жизни совершал подвиги не только в Афганистане. В феврале прошлого года в ближнем для Калининграда зарубежье он отбил у насильника 11-летнюю школьницу. Привёз её к порогу дома, передал родителям и исчез. Всё, что успели запомнить ошалевшие от счастья поляки, – цвет и марку автомобиля, того самого «мицубиси», на котором мы едем в Торгау.
– А ты не знаешь об этом? – упрекает меня Владимир Черненко. – Нашего Бэтмена тогда днём с огнём искали.
Из самого Сергея Черненка опять приходится вытягивать рассказ о событиях прошлой зимы.
– У Бранево сбился с пути, выехал на окраину, вдруг смотрю – ко мне из леса девчонка бежит, вся в грязи, руками машет, – вспоминает старший сержант запаса. – За ней мужик гонится лет двадцати пяти. Понимаю, что-то здесь не то, но языка не знаю. Вмешаешься, потом сам виноватым окажешься. Однако всё-таки рискнул. Бьющуюся в истерике девочку посадил в машину, а её преследователя пришлось слегка успокоить. Силы почти не применял.
В итоге короткого инцидента школьница была доставлена домой. А дальше как в знаменитом стихотворении Михалкова: «...знак ГТО на груди у него, больше не знают о нём ничего».
Польская полиция нашла Черненка через полтора месяца, проанализировав список калининградских машин, находившихся в тот день в приграничье. Получилась коллизия: в то время, когда местечковые политики надрывались в истерике по поводу переноса памятника генералу Черняховскому, ещё одного героя из России ждали в Бранево. Здесь для Сергея была настоящая минута славы. Почётная грамота, награждение перед восторженными жителями городка и, конечно же, искренние слова благодарности спасённой девочки и её родителей.
А вот калининградская и российская пресса подвиг своего земляка не отметила. Просто потому, что никто об этом ничего не знал.
– Что же мне, по редакциям с наградами бегать? – отмахивается герой. – Случилось и случилось, хорошо, хоть тому подонку 10 лет впаяли.