Широка страна моя родная…
На сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова в рамках фестиваля балета DANCE OPEN состоялось знакомство петербуржцев с труппой Венского государственного балета
Хотя эта труппа в России впервые, некоторое представление о ней у нас сложилось по телетрансляциям новогодних концертов Венского симфонического оркестра, в программу которых обязательно включаются балетные номера. В составе коллектива много наших соотечественников, а самые высокие ступени в табели о рангах занимают питомцы Академии русского балета имени А.Я. Вагановой: примы Ольга Есина, Кетеван Папава, Мария Яковлева, премьер Владимир Шишов.
Манюэль Легри хорошо известен петербургской публике как блестящий премьер Парижской оперы. Ныне он больше не танцует, а руководит венской труппой. Программа гостей «Обратный отсчёт» была составлена из постановок, специально созданных для их коллектива, и включала три новых балета молодых хореографов, чьи имена у нас пока не звучали.
Хэлен Пикетт танцевала в труппе Франкфуртского балета, когда им руководил Уильям Форсайт. Говорят, Пикетт преуспела в создании больших эпических балетов, но для первого знакомства петербуржцев с её творчеством выбрали небольшой бессюжетный опус «Сумерки» на музыку Филипа Гласса, Рави Шанкара, Яна Гарбанека и других композиторов. Композиция похожа на узоры в калейдоскопе, где 16 фигурок танцовщиков кажутся пазлами, выпавшими из фона-задника, светящегося то кроваво-красным, то лазоревым, то розовым.
Патрик де Бана, бывший танцовщик-премьер в труппах Мориса Бежара и Начо Дуато, выступил постановщиком балета «Игры ветра» на музыку Первой части Концерта для скрипки ре мажор Петра Чайковского. Центром внимания был солист (Кирилл Курлаев) в широченных красных штанах. Девушки называют такие юбкой-брюками, а на сцене в подобных танцуют гопак. До гопака дело не дошло, поскольку незримый ветер носил исполнителей с большой скоростью. Части тел «ломались», руки у танцовщиков выкручивались, стремились оторваться. Такое членовредительство с музыкой Чайковского не соотносилось. Комбинации варьировались – от сольных до массовых, – но смысл (вернее, его отсутствие) оставался неизменным, и через 18 минут непрерывного урагана «унесённые ветром» наконец исчезли.
Завершал показ балет «Обратный отсчёт» на музыку Джорджа Крама и Макса Рихтера хореографа Наталии Хоречна, бывшей танцовщицы Театра танца Нидерландов. То, что вся программа венцев была названа именем этого балета, свидетельствует об его особом статусе.
Хоречна замахивается на философскую притчу. Некто под названием Человек (Андраш Лукаш) вешается. От тела отделяется Душа (Андрей Кайдановский), которая попадает на тот свет. Происходящее туманно – недаром оно разворачивается в клубах дыма. Персонажи, указанные в программке, только запутывают: Божественный спутник Души (Нина Полякова), чья роль остаётся неясна, две пары, названные Первоосновами (хотелось бы знать, чего именно), Прорицательница (что прорицает, на сцене не показано). Кроме героя, на том свете оказывается цыганка Герта Страгг (её имя, наверное, что-то говорит австрийцам) в исполнении Селин Яну Вэдер, Алкоголик (Михаил Сосновский) и Его Невеста (Анна Шепелева). Новопреставленные покойники и кордебалет забавных ангелов лихо пляшут развесёлые танцы.
Подобный жанр в Вене, возможно, популярен. Видела подобное шоу в ночном ресторане австрийской столицы. Там оно было исполнено лучше и смотрелось к месту, не претендуя на глубокий смысл. Герою спектакля Хоречны происходящее за гранью бытия, видимо, тоже не нравится, поэтому он собственноручно снимает с себя петлю и возвращается к жизни. Тогда в его руки с колосников, то бишь небес, падает светящийся шар, который можно принять за символ души, необходимой ожившему. Но… герой выпускает шар из рук, и тот взмывает ввысь. Опять мёртв? Или решил, что без души жить лучше? Тут-то, вероятно, и начинается заявленный «обратный отсчёт». Но зрителям правила счета по-венски так и остаются неведомы.