«История одежды воспитывает вкус»
Дизайнер Татьяна Парфёнова рассказала «НВ», почему российским модельерам тяжело пробиться на европейский рынок и чего больше в моде – бизнеса или искусства
Татьяна Парфёнова – известный петербургский модельер, чья одежда позволяет одновременно получать удовольствие человеческому телу и удовлетворять потребности души. Дизайнер всегда демонстрирует широкий художественный кругозор, в её творческом багаже вещи, сделанные под влиянием Малевича, Матисса, прерафаэлитов. Глядя на её коллекции, становится ясно, что мода – неотъемлемая часть искусства и при этом любой человек, оказавшийся в её модном доме, сможет найти для себя модель одежды, отвечающую зову души.
– Татьяна Валентиновна, вы получили профессиональное художественное образование, но стали заниматься модой, которая в сознании большинства не имеет статуса искусства…
– Когда я начинала заниматься модой, не думала, что это будет моей постоянной профессией на протяжении стольких лет. Я выбрала, как мне казалось, временное занятие, где были полезны мои способности и образование. В самом начале никакого удовольствия не получала. Просто было абсолютное нежелание поступать так, как хотят, чтобы я поступала. Поэтому у меня всё строилось на противоречиях. Но по мере погружения в то, что отрицаешь и не любишь, шаг за шагом начинаешь понимать, что и в этом занятии существует масса разных прелестей, закономерностей, которые любопытно постигать, есть большая история, которую невозможно не уважать. Мне стало интересно соединять живопись, скульптуру и архитектуру, моделируя удобную и красивую одежду, и с помощью этого влиять через тело на настроение и мироощущение человека. С годами возникло понимание, что я занимаюсь колдовской профессией. В общем, сначала я была недовольна, потом – примирилась, по мере моего примирения у меня появлялось всё больше и больше интереса, по мере интереса прорезалась любовь, а она выросла уже в профессиональное занятие. И теперь я нахожусь в профессии как в своей среде, где мне комфортно. Радостно, что мода – искусство, которое очень мощно развивается, подчиняя себе всё большее пространство.
– Русские коллекции вызывают интерес в Европе?
– У нас много иностранных клиентов, которые просто приезжают и покупают наши вещи здесь. Я принадлежу к числу русских дизайнеров, хотя не могу сказать, что включаю какие-то русские элементы в костюмы… Вообще всё время думаю: Петербург – Россия ли? По архитектуре, истории и даже жителям. Между нами и остальной Россией есть огромное различие. Мы же живём в шкатулке, город безумный по своей красоте в любую погоду. Вот когда выходит солнце, посмотрите на фасады домов, белую лепнину – как кружева! Брюссельские кружева, не вологодские. У нас весной удивительно красивые утренние туманы, потрясающие грозы. Есть и чёрные-чёрные ночи, и белые-белые ночи!
– Город влияет на стиль его жителей?
– Мы не презентуем себя по одежде с тем волнением, с которым, например, это делают москвичи. Так было всегда, потому что у нас другой климат, ветрено и холодно. Петербуржцы одеваются по погоде, летом в сумках зонтики…
– Сохраняются ли в России традиции костюма?
– Дореволюционная Россия состояла на 80 процентов из крестьян, и одежда у всех губерний была разная… Всё это осталось в истории. Вас интересует, что происходит сейчас? Культура перемолота революцией, постреволюционными событиями, войной, перестройкой и ориентацией на европейскую культуру. У нас есть свои особенности, конечно. Но традиции в костюме сохраняют те, кто хочет их сохранить. Ещё есть нетронутые регионы, где живы чудесные бабушки, которые до сих пор носят традиционные сарафаны, платья, присутствует культура быта. Знаете, сейчас есть свобода выбора: кто любит – тот носит, кто не хочет – выбирает другой стиль. Вы же не сможете поймать молодого мужчину-хипстера с бородой и заставить её сбрить. Теперь времена внешней свободы.
– Дом «Татьяна Парфёнова» не участвует в неделях мод, проводимых в нашем городе. Почему?
– У нас просто свой ритм дыхания: коллекции выходят раньше, чем начинаются все недели, поэтому неудобно в них участвовать. К неделям я отношусь хорошо, считаю, что для молодых это часто удачная стартовая площадка. Другое дело – сколько стоит участие: иногда деньги лучше употребить на производство вещей, продвижение, ведь недели дают списочный состав, а дальше дизайнер пытается своими силами получить определённое количество публикаций и упоминаний о себе. Всегда надо понимать, что Неделя моды – бизнес. И это нормально, логично же, что человек не просто взял и решил вложить свои деньги в чьи-то показы. Да, на первых этапах часто вкладываются, чтобы доказать жизнеспособность недели, но потом всё равно идёт привлечение денег, бизнес набирает обороты. Недели моды – это рекламные недели брендов.
– Насколько проведение таких недель полезно для дизайнеров и что это даёт для публики?
– Бывает, что бренды, которые готовы оплачивать своё участие, не всегда могут прославить подиум, а дизайнеры с хорошими коллекциями не могут себе позволить показы в рамках Недели моды. Поэтому иногда страдает качество представляемых коллекций из-за попадания в число участников случайных людей. Что касается публики – она разнообразная. В целом это люди, которые интересуются модой. И слава богу, что интересуются, ищут новые имена, подтверждение своим вкусовым предпочтениям. Мне кажется, что это хорошо. Потом, Неделя моды – хорошая площадка для журналистов, которые могут пообщаться между собой, получается своеобразный клуб, возможно, так возникнут настоящие fashion-критики, люди, способные анализировать коллекции. Ведь мода более глубинна, чем кажется на первый взгляд.
– Как вы воспринимаете склонность людей к массовым пристрастиям в одежде?
– Это нормальное явление. Мода разнообразна: от очень дорогих вещей до очень дешёвых. Когда появляется что-то в высоком диапазоне цен, потом оно всё равно постепенно становится массовым. При сегодняшней информационной доступности какая-то вещь, которая «выстрелила» в компании типа Prada, через какое-то время может появиться в Zara. Очень быстро. Всё зависит от активности бизнесменов, которые занимаются модой… Массовость именно так появляется. Это бизнес.
– Так мода – бизнес или искусство?
– У нас есть чудесный канал «Культура», но вы никогда по нему не увидите показов мод. В лучшем случае будет вещать Александр Васильев, а о корсетах рассказывать Рената Литвинова, примеряя на себя старинные лифчики… О том, что мода – часть культуры, не говорится. Они считают, что мода – бизнес. Получается, говорить о коллекции дизайнера означает тем самым делать рекламу его бренда, а реклама на канале «Культура» запрещена. То есть ныне живущий художник, о выставке которого рассказывают, – это не пиар бизнеса, хотя он в галерее продаёт свои картины, репортаж о музыканте, на концерты которого иной раз невозможно купить билеты, тоже никак на его финансы не влияет, а если ты делаешь платья, то это бизнес. Лукаво выглядит на самом деле. В Париже, когда проходит какая-нибудь неделя моды, все каналы её освещают, потому что люди должны иметь представление о современном костюме. Если мы уж так хотим быть в контексте всего европейского, то про историю одежды забывать нельзя, её надо показывать, пропагандировать, воспитывая вкус.
– Мы вышли на уровень Европы в плане моды?
– Мы не находимся в таких лёгких отношениях с миром, чтобы об этом говорить. В Таможенном союзе легко можно экспортировать свои вещи в Белоруссию и другие страны-союзники… Но легко продать свои вещи во Францию или Италию нереально. Кстати, не потому, что у них своего много или мы не то создаём. Есть определённые законы торговли, которые препятствуют. А ещё есть кризис. Теперь все хотят продать вещи на русский рынок, у нас можно сделать большие обороты.
– Следите ли вы за работами начинающих дизайнеров?
– Недавно я просмотрела с десяток коллекций молодых дизайнеров, мне прислал фотографии председатель наблюдательного совета петербургского Синдиката моды Никита Кондрушенко. Всё увиденное мне понравилось. В Петербурге есть три профильных вуза, выпускающих каждый год 30–40 молодых специалистов. Если один-два из них войдут в профессию как следует – это уже очень большое пополнение. Но шансы есть у всех. Даже если они начинают с минуса. Ведь у молодого дизайнера есть своё поколение, друзья, фанаты появляются к моменту выпуска. Вот с них и надо начинать, постепенно расширяя круг. Я говорю о тех, кто хочет стартовать со своим именем, маркой. А кто-то уходит работать в бренды, на фабрики.
Моё глубокое убеждение: у кого есть желание, у того со временем возникает опыт, ошибок становится всё меньше и меньше, а все неправильные шаги с возрастом приносят только удовольствие воспоминания. Если ты с чем-то справился, совершил попытку достичь следующего этапа творчества, взлететь над своими проблемами и обстоятельствами ради мечты, то это уже хорошо.