Как я нашла дядю Ваню
Корреспондент «НВ» узнала о судьбе своего героически погибшего родственника благодаря проекту Министерства обороны
Возможно, благодаря новому порталу участие в акции «Бессмертный полк» примут больше россиян, родные которых уже перестанут быть неизвестными солдатами
«А вы не знаете, где мой крёстный?» – спрашивала пятилетняя Валечка у проходящих мимо солдат. Люди в форме молча проходили мимо. Ивана Степановича Ютанова, крёстного отца и дядю маленькой Вали, семья так и не дождалась с фронта, но и похоронки на него никогда не видела. Его признали пропавшим без вести, как и миллионы других солдат, защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной войны.
Сегодня Валентине Николаевне Мелиховой 77 лет, живёт она в Петербурге. Теперь она и я, её внучка, знаем, что дядя Ваня (для меня он, конечно, прадедушка, но я привыкла называть его «дядя», поскольку все в моей семье звали его именно так), скорее всего, погиб у деревни Гороховец в Ленинградской области. Почти сразу после своего первого боя. Ему было всего 24 года.
Вчера Министерство обороны сделало, наверно, один из лучших подарков к юбилею Великой Победы – открыло свободный доступ к порталу «Память народа», крупнейшему в мире интернет-ресурсу о судьбах героев Великой Отечественной войны. Теперь любой на сайте www.pamyat-naroda.ru может сам восстановить историю своей семьи, найти людей, погибших на фронтах Первой и Второй мировых войн, изучить архивные записи, документы, узнать о награждённых героях, а также проследить боевой путь каждого воина на карте.
Как сообщил начальник управления МО РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества Владимир Попов, здесь собрано более 50 миллионов записей. Главное отличие нового портала – интерактивные карты. Создатели «Памяти народа» привязали все данные солдат и офицеров – от места призыва до возвращения домой – к конкретным координатам местности, чтобы сегодня дети, внуки и правнуки смогли побывать там, где их предки проводили последние минуты своей жизни, а может, даже нанести на памятники новые имена несправедливо забытых героев.
Только за первые часы работы сайта стало понятно, какое огромное количество людей ринулось искать информацию о своих родственниках: серверы с трудом выдерживали наплыв и загружали страницы через раз. Кстати, новая электронная база стала развитием двух других проектов министерства – «Подвиг народа» и «Мемориал», где раньше тоже можно было найти немало информации о своих воевавших родственниках. Вот и я несколько дней назад решила попробовать вбить в поиск банка данных «Мемориал» три слова: «Иван Степанович Ютанов».
Система выдала фотографию смятого и местами порванного донесения о безвозвратных потерях. На ней поместились имена десяти рядовых, погибших в один день – 21 декабря 1941 года. Под номером 65 стояло имя бойца Ютанова. В графе с информацией о родственниках – Ютанов С.Д., или дед Степан, как называет его бабушка. Вместо места рождения – дырка, едва читается только «ан. обл.». Но для нас с бабушкой это не было загадкой – дядя Ваня родился в селе Санское Рязанской области, именно туда, к родственникам отца, на время блокады Ленинграда вывозили маленькую Валю, её брата Юру и их маму (мою прабабушку) Наталью.
– Это он, – облегчённо вздохнула бабушка, услышав название знакомого села, и побежала в другую комнату за бумагой и ручкой, чтобы всё подробно записать.
Ссылка, вторая, третья – мы начали постепенно разворачивать клубок из несвязанных фактов жизни дяди Вани: 1917 год рождения, 198-я стрелковая дивизия, номер дела… Остановились на строке «Первичное место захоронения: Бараки, Мгинский район Ленинградской области». Как найти братскую могилу, если этого населённого пункта уже давно нет? Оказалось, её вместе с сотнями других перенесли на воинское кладбище в Новой Малуксе. По данным «Мемориала», здесь покоятся почти 22 тысячи человек, причём большинство из них – 19 500 – известны поимённо. Просмотрев несколько огромных списков захороненных бойцов, я поняла, что мой родственник, видимо, попал в те две с небольшим тысячи человек, чьи имена потерялись среди миллионов архивных документов.
В моей семейной истории, конечно, осталось ещё немало загадок. Например, почему на новом портале «Память народа» путь, который прошёл Иван Степанович во время Великой Отечественной войны, идёт под Смоленск и через Белоруссию в украинский город Коростень? Ведь 198-я стрелковая дивизия впервые приняла бой у реки Волхов, где в битве за город Гороховец потеряла 15 процентов личного состава; там, скорее всего, пал и Иван Степанович… Возможно, сбой в системе, а может, и ошибка в документах. Это ещё предстоит выяснить.
Гораздо важнее другое. Отныне дядя Ваня перестал для меня быть просто «дальним родственником», а стал настоящим человеком. И вот теперь я, 72 года спустя, отыскала похоронку со страшным словом – «убит».