«Мужчин не берём принципиально»

Тренер команды «Парадиз» Ирина Яковлева рассказала «НВ», почему среди её подопечных нет представителей сильного пола и как становятся фигуристами-синхронистами

Тренер команды «Парадиз» Ирина Яковлева рассказала «НВ», почему среди её подопечных нет представителей сильного пола и как становятся фигуристами-синхронистами

Единственный мужчина в команде «Парадиз» – тренер Александр Яковлев, который вместе с супругой Ириной и основал этот коллектив

 

Синхронное фигурное катание многими воспринимается как экзотика. Обычно представители этой дисциплины выступают на гала-концертах после завершения крупных соревнований фигуристов или на церемониях их открытия, а также на «разогреве» перед хоккейными матчами. Между тем словосочетание «фигурное катание» в названии этого вида спорта ключевое. Система оценок полностью совпадает с классическими дисциплинами, соревнования проходят в короткой и произвольной программах. С 2000 года проводятся чемпионаты мира, а в последние годы синхронное катание настойчиво стучится в олимпийскую семью. За всё время проведения чемпионатов мира призёрами становились только команды Канады, США, Финляндии и Швеции. Нарушить их гегемонию удалось неизменным чемпионам России с 1999 года – петербургской команде «Парадиз». С её тренером Ириной ЯКОВЛЕВОЙ побеседовал корреспондент «НВ».

– На протяжении нескольких лет «Парадиз» подбирался к пьедесталу на чемпионатах мира. Ожидали ли, что именно в нынешнем сезоне удастся завоевать медали?

– Мы шли к этому успеху много лет. Все специалисты отмечали, что наша команда в последние годы прогрессирует. У «Парадиза» появилось немало поклонников за рубежом. В нынешнем сезоне были поставлены хорошие программы, но мы опасались подводных течений, без которых не обходятся чемпионаты мира. Нынешний турнир проходил в Канаде, где хозяева имели большое преимущество.

– За счёт чего?

– Чемпионат мира проходил на хоккейной площадке, которая меньше, чем в Европе. Два месяца мы моделировали ситуацию, заменяя борта нашего катка верёвками. Нужно было, чтобы девочки почувствовали нестандартные габариты. Нам ещё вдвойне не повезло: российский арбитр по результатам жеребьёвки не попал в состав судейской бригады, а в составе технической бригады оказались представители Канады, Швеции и Финляндии, с которыми мы конкурировали в борьбе за медали. В фигурном катании это очень важный момент.

– В ноябре 2014 года «Парадиз» отметил 20-летний юбилей. Сколько поколений фигуристок сменилось за это время?

– Мы уже со счёта сбились. Каждый год в команде происходит ротация. В нынешнем сезоне появились пять новых девочек. Почти треть состава команды – это очень много.

– По правилам в команде синхронисток может быть шесть мужчин. В «Парадизе» же их не было никогда.

– Это наша принципиальная позиция. Присутствие представителей сильного пола, при всём к ним уважении, нарушает эстетическое восприятие девичьих команд.

– По каким принципам отбираете фигуристок в «Парадиз»?

– Пока большой конкуренции за место в команде нет. Берём тех, кто не видит перспектив в одиночном катании или танцах. Конечно, в идеале нужно обращать внимание на скольжение, музыкальность, внешность девочек. Хотя главное – характер и командный дух. Ведь если даже одна фигуристка из шестнадцати даст слабинку, распадётся вся композиция.

– В парном катании и особенно танцах любая программа – это история любви. Какие образы воплощают на льду 16 девушек?

– Можно воплотить на льду любые идеи. У меня уже 20-летний опыт постановки программ для синхронисток, и я всегда старалась не расставить элементы под какую-то музыку, а сделать именно цельную композицию. В Канаде сильное впечатление на всех произвела наша произвольная программа «Половецкие пляски» Бородина.

– Синхронное фигурное катание развито в тех странах, где популярен хоккей. Почему Россия пока является исключением?

– Секрет популярности нашей дисциплины в Канаде, Финляндии и Швеции прост: мальчишки идут в хоккей, а далеко не все девчонки готовы последовать их примеру. В результате на том же льду проходят тренировки синхронисток. В той же Финляндии есть множество соревнований среди новичков и юниоров. Выходя на взрослый уровень, синхронистки уже имеют и опыт выступлений, и уверенность в своих силах.

– Что мешает пойти по такому же пути в России?

– Отсутствие тренировочной базы. Многие воспитанницы «Парадиза», ставшие мастерами спорта международного класса, имеют хорошие тренерские задатки. Только во всём Петербурге площадка для занятий синхронисткам предоставляется лишь в Академии фигурного катания. Из-за этого пришлось даже распустить юниорскую команду «Санрайз». В Хельсинки же четыре команды, которые в разные годы становились чемпионами мира.

– Есть ли надежда, что синхронное фигурное катание получит олимпийский статус?

– Уже не первый год синхронистки просятся в олимпийскую семью и ведут большую работу, чтобы туда попасть. Во всём мире этого с нетерпением ждут. Этот шаг повысит престиж нашей дисциплины, позволит получить финансовую поддержку со стороны государственных структур и спонсоров. В июне вопрос будет поднят на конгрессе Международного союза конькобежцев. Руководство Федерации фигурного катания России будет лоббировать включение нашего вида спорта в программу Олимпиады-2018. Безусловно, олимпийский статус нашей дисциплины даст и толчок для её развития в России.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.