«Это новая модель глобального управления»
Генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге Цзи Яньчи рассказал о проекте «Пояс и Путь», который по замыслу руководства Китая станет ведущим фактором экономического развития Евразии на ближайшие десятилетия
Госкомитет по делам развития и реформ, министерство иностранных дел и министерство коммерции Китайской Народной Республики презентовали деловым кругам и народам Евразии доклад «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского шёлкового пути XXI века» (сокращённо – «Пояс и Путь»). Многие положения доклада представляют несомненный интерес для России, в том числе её Северо-Запада. Об экономическом содержании и философии этого грандиозного проекта корреспонденту информационного агентства Синьхуа в Санкт-Петербурге Лу Цзиньбо рассказал (специально для «НВ») генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге Цзи ЯНЬЧИ.
– Почему именно сейчас решено возродить старинный проект Великого шёлкового пути и в чём его содержание?
– Проект «Пояс и Путь» был предложен на фоне углубления экономической глобализации и региональной экономической интеграции. Осенью 2013 года председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин во время визита в Казахстан и Индонезию высказал инициативу о совместном создании проекта «Пояс и Путь». Он стал важным стратегическим решением китайского правительства.
Проект «Пояс и Путь» нацелен на оптимизирование распределения ресурсов в азиатско-европейско-африканском пространстве, свободное и удобное передвижение экономических элементов и углубление интеграции рынков. Укрепление транспортного и финансового сотрудничества между примыкающими странами позволит содействовать совместному развитию этих стран, что имеет важное значение для восстановления, стабильности и процветания глобальной экономики. Китай, – продолжает генеральный консул, – имеет благоприятную основу для торгово-экономического сотрудничества с примыкающими странами и является самым большим торговым партнёром для многих из них. В 2014 году товарооборот Китая и примыкающих стран превысил 1,1 триллиона долларов – 26 процентов от общего товарооборота Китая. Прямые нефинансовые инвестиции примыкающим странам превысили 12 миллиардов долларов – 12 процентов от общей суммы прямых нефинансовых иностранных инвестиций. Сумма подрядных проектов в этих странах достигла 64,4 миллиарда долларов. Мы создали 16 экономических зон пограничного сотрудничества, в том числе одну с Казахстаном – Международный центр пограничного сотрудничества Китая и Казахстана «Хоргос». Китай создал в 23 примыкающих странах множество центров заграничного торгово-экономического сотрудничества, которые стали важными носителями сотрудничества в рамках «Пояса и Пути». Китай выступил со стратегией создания свободной торговой зоны, целью которой является активное развитие свободных торговых отношений с желающими примыкающими странами, повышение уровня интеграции региональной экономики и либерализации торговли и инвестиций, а также открытости рынков.
– «Новый Шёлковый путь», разумеется, будет интересен российским деловым кругам и руководству многих регионов. Где они могут узнать подробности о проекте и то, как в него включиться?
– Между Китаем и многими другими странами постоянно работают двусторонние комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, с помощью которых мы будем расширять контакты. Китай готов работать с нашими партнёрами на принципах совместной консультации, чтобы в ближайшее время реализовать несколько важных проектов сотрудничества, чтобы их положительные результаты в кратчайшие сроки коснулись народов примыкающих стран.
Документ «Перспективы и действия» был опубликован 28 марта, его содержание можно в соответствии с нашей традицией выразить цифрами – с 1 по 10 (см. рубрику «Подробности»).
– Каким будет финансирование «Пояса и Пути» со стороны Китая?
– В настоящее время прямые иностранные инвестиции Китая для других стран превысили 100 миллиардов долларов, но инвестиции в примыкающие страны проекта пока незначительны, и ожидается их потенциальный рост. Эксперты предполагают, что это будет 30 процентов, или одна треть, от общей суммы.
– На сколько лет рассчитана реализация проекта – на 10, 20 или больше?
– В документе указывается, что график и «дорожная карта» будут приняты совместно с примыкающими странами. Господин Си Цзиньпин сказал: мы надеемся на то, что через 10 лет общий товарооборот с примыкающими странами достигнет 2,5 триллиона долларов. Это наше предложение. Но сам график будет установлен только при согласовании со всеми странами.
– Известно, что для реализации «Пояса и Пути» будет создана руководящая группа при участии разных ведомств. Кто ей руководит, с кем решить вопросы?
– Чтобы лучше реализовать проект «Пояс и Путь», мы создали руководящую группу, которая рассматривает важные планы, вопросы и проекты. Руководящую группу возглавляет вице-премьер Чжан Гаоли. Государственный комитет по реформе и развитию исполняет повседневную работу.
– Какие у Китая собственные мотивы по созданию Фонда Шёлкового пути? Как будет устраняться настороженность примыкающих стран? Вам не кажется, что функции структур, таких как Фонд Шёлкового пути, АБИИ, Банк развития БРИКС и тому подобные, дублируют друг друга?
– Фонд Шёлкового пути действует с декабря 2014 года. Он работает на рыночной, профессиональной, глобальной основе с целью оказания помощи примыкающим странам в развитии инфраструктуры и других проектов. Это вполне экономическая практика. Если у нас есть какой-нибудь мотив, то это намерение присоединить своё развитие к развитию соседских стран и предложить им больше общественного продукта на международном уровне.
Откровенно говоря, что бы Китай ни делал, всё равно будут опасения и отрицательные комментарии. Мы иногда недоумеваем: некоторые говорят, что мы должны нести больше ответственности, тратить больше сил и денег. Но когда мы действительно несём ответственность, они говорят, что мы агрессивны, это вызов имеющемуся порядку, это проявление своих сил и борьба за свою сферу влияния. Считаю, что нам всегда нужно общаться со всеми друзьями из разных стран и регионов, ведь диалог – наилучший способ устранения опасений.
Что касается вышеназванных финансовых структур, то они решают свои задачи, которых у них много. Мы считаем, что они смогут играть позитивную роль для развития примыкающих стран.
– Не могли бы вы конкретно рассказать, какое количество новых автомобильных, железных дорог, портов и аэропортов появится в ходе реализации «Пояса и Пути»?
– Нет, ответить на это пока трудно, так как сейчас мы работаем с примыкающими странами именно над этими конкретными проектами.
– Какие проекты развиваются в рамках экономического коридора Китай – Россия – Монголия?
– Китай, Россия и Монголия уже достигли предварительной договорённости о совместной разработке плана по строительству коридора. «Пояс и Путь» работает по рыночным правилам на уровне предприятий и инвестиционных учреждений. Поэтому проекты реализуются по усмотрению предприятий, а не по плану правительства. Решение об инвестициях принимается по оценке проекта с точки зрения баланса финансирования и устойчивости управления. Важно понимать, что сейчас в Китае идёт углубление реформы рыночной системы, это отразится также и на внешнем сотрудничестве.
– У американцев имеются опасения относительно «Пояса и Пути», так как у них свои интересы в сфере экономики и безопасности Евразии. Как вы считаете, какую роль будет играть Америка в этом процессе?
– Первый заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен в своём выступлении 31 марта заявил, что их план «Новый Шёлковый путь» и наш проект «Пояс и Путь» дополняют друг друга и две стороны могут сотрудничать в некоторых направлениях. Мы обратили внимание на эту речь и хотели бы сказать, что, выступая с предложением «Пояса и Пути», мы никогда не думали о конкуренции и противоречиях с какой-нибудь инициативой или концепцией других стран. Мы думаем в первую очередь о реализации своей инициативы и о совместной деятельности с соседними странами. Мы всегда готовы сотрудничать с любой страной нашей планеты, конечно, и с нашими американскими партнёрами.
– Какие вызовы видит китайское правительство в реализации проекта «Пояс и Путь»? Как вы будете реагировать на эти проблемы?
– Один из главных вызовов заключается в том, что «Пояс и Путь» – это новая концепция и структура регионального сотрудничества. Для Китая это первый подобный опыт, и надеемся, что он не будет «комом». У нас не хватает профессиональной подготовки, кадров и исследований вопросов пограничного сотрудничества в Евразийском пространстве. Эту проблему необходимо решить в ближайшее время. Вторая проблема в том, что кто-то, увидев целесообразность нового проекта, хочет использовать его для получения выгоды, но некоторые – растерялись в интерпретации стратегического намерения Китая, считая, что он преследует военную или геополитическую цель. Некоторые просто выжидают. Мы будем своими действиями показывать пример. Взаимодействие с примыкающими странами «поставит на крыло» развитие Азии, что и приведёт в будущем к развитию всего мира.
– В проекте упомянули о сотрудничестве в инвестиционной, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Касается ли это китайцев, проживающих в примыкающих странах? Какие у вас ожидания относительно помощи в развитии данного проекта с их стороны?
– Китайцы, проживающие за границей, а также китайские инвестиции являются позитивным фактором в ходе строительства «Пояса и Пути». Инвестиции китайцев, получивших иностранное гражданство, являются не китайскими, а частью национального капитала страны их проживания. Соответствующее сотрудничество пройдёт в рамках межправительственного соглашения и по закону этой страны. Мы намерены принести выгоду всем жителям всех социальных классов примыкающих стран и поддерживать участие китайцев в строительстве «Пояса и Пути», для того чтобы они использовали свои преимущества и несли большую ответственность.
подробности
«Перспективы и действия». По пунктам1 – одна цель
Эта цель и является общностью. Она включает в себя интересы, обязанность, развитие и предназначение. Окончательная цель – сообщество судьбы, которое обладает восточным характером. Оно более ловкое и толерантное – в отличие от ЕС.
2 – два крыла
Они и есть Экономический пояс Шёлкового пути и Морской шёлковый путь XXI века. Они взаимозависимые и взаимодополняющие, двигаются параллельно и составляют единое целое для всестороннего развития Азии, Евразии и соединяющих их морских пространств.
3 – три принципа
Это принципы совместной консультации, совместного строительства и совместного использования. Совместная консультация – мы настаиваем на том, чтобы осуществлять проекты на основе согласования с соответствующими странами на любом этапе, не только на инициативном, но и на этапе продвижения. Мы ни в коем случае не допустим принуждения и монополии. Совместное строительство позволить всем странам проявить свои конкурентные преимущества. Это не «монодрама» одного Китая, а концерт всех стран. Совместное использование – всем вместе испечь большой «торт» и распределить его справедливо. Китай не намерен единолично использовать результаты общего труда и не будет брать наибольшую долю.
4 – четыре миллиарда
Это население Евразии, которое будет повышать свой уровень жизни с помощью регионального сотрудничества в рамках «Пояса и Пути».
5 – пять сфер
Политическая, инфраструктурная, торговая, финансовая и гуманитарная сферы, сотрудничество в которых нужно укреплять.
6 – шесть коридоров на суше
Это Китай – Россия – Монголия, сухопутный евразийский мост, Китай – Средняя Азия – Западная Азия, Китай – Индокитай, экономический коридор Китай – Пакистан и экономический коридор Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма.
7 – семь платформ
Платформы финансовой поддержки: АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), Фонд Шёлкового пути, Фонд экономического сотрудничества Китай – Евразия, Межбанковское объединение Китай – АСЕАН, Межбанковское объединение ШОС, Банк развития БРИКС, финансовые организации ШОС и другие.
8 – восемь направлений сотрудничества
Это соединение инфраструктуры, сотрудничество в торговле, инвестиции в предприятия, сотрудничество по энергии и ресурсам, сотрудничество по финансам, сотрудничество по экологии, сотрудничество по морской деятельности и гуманитарное сотрудничество.
9 – девять важных моментов
Во-первых, проект «Пояс и Путь» является активным изысканием новой модели глобального управления. Во-вторых, создание нескольких коридоров на суше и морского транспортного пути на основе главных портов. В-третьих, создание «зелёного Шёлкового пути» на экологической основе. В-четвёртых, предоставление 10 тысяч грантов на обучение каждый год. В-пятых, подробное объяснение роли каждой провинции и региона Китая и китайцев, живущих за рубежом, в проекте. В-шестых, стимулирование углубления реформы с помощью расширения открытости и создания открытой экономической системы. В-седьмых, выступление с инициативой организовать международный форум «Пояс и Путь». В-восьмых, открытие железнодорожного пути в Средней Европе для перевозки с Запада на Восток. В-девятых, реализация проекта основывается на согласовании и консультации, которые отличает ловкий и гибкий характер.
10 – десять платформ сотрудничества отечественных и зарубежных соответственно
Зарубежные – ШОС, Китай – АСЕАН, АТЭ и ряд других. Форум китайско-арабского сотрудничества, стратегический диалог между Китаем и ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), экономическое сотрудничество в субрегионе Большого Меконга, региональное экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии.
Отечественные – Форум Боао, Экспо Китай – АСЕАН, Экспо Китай – Евразия, Международный форум по инвестициям и торговле, Экспо Западного Китая, Экспо Китай – Россия, Евразийский экономический форум и Форум сотрудничества в районе Цяньхай.