Мы б в учёные пошли…

Сегодня две трети россиян считают, что научные знания помогают совершать полезные открытия. Если точнее – 62 процента взрослых, которые участвовали в опросе ВЦИОМа. Такой результат не может не радовать, тем более если вспомнить, что в 1989 году, на исходе советской власти, такого мнения придерживались всего 42 процента респондентов

Сегодня две трети россиян считают, что научные знания помогают совершать полезные открытия. Если точнее – 62 процента взрослых, которые участвовали в опросе ВЦИОМа. Такой результат не может не радовать, тем более если вспомнить, что в 1989 году, на исходе советской власти, такого мнения придерживались всего 42 процента респондентов.

В этом году 32 процента опрошенных отмечают, что благодаря научным изысканиям приумножаются знания, ещё 22 – убеждены, что наука преображает наш мир, а 14 процентов – что она помогает предвидеть будущее. Все три показателя тоже гораздо выше тех, что были четверть века назад.

И это в наши дни, когда сами учёные говорят и пишут о том, что среднее и высшее образование в стране упало до катастрофического уровня, что чиновники разрушают Российскую академию наук, что лже- и псевдонаука заполонила средства массовой информации, а лезущее изо всех щелей мракобесие грозит нам новым средневековьем. Как же так?

На самом деле, думаю, всё ясно. На позицию респондентов, вполне очевидно, повлиял ряд факторов, которые проявились в последние годы.

Во-первых, руководство России приняло ряд мер для повышения доходов в научном сообществе, в том числе и с помощью системы грантов. Конечно, это ещё далеко не те доходы, которыми славятся научно-исследовательские центры в США, но и не то, что было лет 10–15 назад.

Во-вторых, в отечественных СМИ всё чаще мелькают сообщения о достижениях в мире науки. И хотя героями таких сообщений обычно являются иностранные учёные, зритель-слушатель-читатель всё явственнее осознаёт, что наука превратилась в главный двигатель прогресса. Пусть сегодня в основном на Западе, но завтра-послезавтра наверняка это должно прийти и к нам. Больше того, если этого не случится, Россия так и не станет великой державой, сколько бы мы об этом ни мечтали и ни твердили самим себе из каждого утюга.

В-третьих, те же СМИ уже не ограничиваются краткими сообщениями на темы научных открытий. В ряде изданий появились соответствующие постоянные рубрики, а на телевидении – программы, которые работают в лучших традициях советской популяризации науки.

В-четвёртых, уже только слепой не видит, как реальные открытия изменяют нашу жизнь. Только за те же последние четверть века у нас появились мобильные телефоны, вседоступный интернет, разнообразные гаджеты, плазменные телевизоры…

Наконец, в-пятых, разве всех четырёх предыдущих факторов недостаточно, чтобы поверить в науку?

Уверен, если сегодня провести соцопрос среди старшеклассников, мы бы узнали, что теперь мальчиков и девочек, желающих стать учёными, гораздо больше, чем в годы юности их родителей.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.