Дорога от слова «дорого»?
Стоимость проезда в общественном транспорте Мурманска хотят увеличить сразу на 30 процентов
Мурманск – третий в стране после Москвы и Петербурга город по уровню жизни населения: судя по всему, именно такого мнения придерживаются некоторые заполярные чиновники и руководители транспортных предприятий. Ведь они предлагают резко повысить стоимость проезда в общественном транспорте и уравнять её с северной столицей! Больше за билеты и жетоны тратят только жители самого крупного мегаполиса страны – Москвы.
Рынок пассажирских перевозок в Мурманске лихорадит последние пару лет, с тех пор как был нарушен баланс между двумя флагманами – «Автоколонной 1118», отвечающей за автобусы, и «Электротранспортом», в чьём ведении находятся троллейбусы.
Причин тому немало. Среди них политика бывшего владельца «Автоколонны» Василия Пимина, умудрившегося так вести дела на предприятии, что оно оказалось в состоянии банкротства, а коллектив – готовым к забастовке. Предприниматель каждый год сетовал в областном правительстве на нехватку средств, подорожание бензина и просил субсидию. Но это предприятию не помогло. В итоге не без участия бизнесмена все активы «Автоколонны» ушли в неизвестном направлении, а сам Пимин оказался в СИЗО. Городским властям пришлось разбираться с непростым наследием.
«Электротранспорт» же, наоборот, демонстрировал завидный подъём качества обслуживания. Здесь тебе и троллейбусы с пандусами для инвалидов, и Wi-Fi в салоне. Злые языки объясняли достижения предприятия дешевизной электричества по сравнению с топливом, а добрые – талантом руководителя «Электротранспорта» и одновременно депутата городского совета Сергея Коробкова. И в надежде, что «троллейбусники» помогут гибнущим «автобусникам», им вручили часть маршрутов.
Однако на этом лихорадить рынок перевозок не закончило.
Одновременно между собой с привлечением городских властей с одной стороны и антимонопольной службы – с другой начали войну владельцы маршруток. Каждая из сторон пыталась доказать, что именно она выиграла муниципальный конкурс и имеет право на лицензию, дающую право возить северян. Судились и дрались – всего понемногу.
Единственное, что объединило участников рынка перевозок, несмотря на столь сложные отношения, – желание значительно поднять стоимость проезда. Первые шаги были сделаны в декабре прошлого года, когда стоимость билетов поднялась с 19 сразу до 22 рублей. Объяснения транспортников были традиционными: мол, бензин дорожает, запчасти привозные, купили новые автобусы-машины. На всё это нужны деньги.
Казалось бы, затраты помимо дохода от продажи билетов должна компенсировать выделяемая государством субсидия – очень немаленьких размеров. Но и её, если верить руководителям транспортных предприятий, не хватает. Так, по их словам, тарифы на пассажирские перевозки всегда не обоснованы и даже 22 рублей мало – лучше стремиться к 30. Несмотря на заявления транспортников, в декабре руководитель регионального управления по тарифному регулированию Владимир Губинский пообещал, что критического уровня стоимость проезда не достигнет. Однако, как выяснилось, он поторопился.
На днях депутаты Мурманского городского совета обратились к губернатору региона с предложением увеличить стоимость проезда до 28 рублей, ссылаясь на ужасное состояние автобусных пассажирских перевозок. В частности, было заявлено, что «Электротранспорт», получивший часть обязанностей «Автоколонны 1118», с имеющимися в наличии средствами их дальше тянуть не сможет. И разумеется, подорожание проезда в автобусах автоматически приведёт к увеличению стоимости на других видах городского общественного транспорта.
Глава области Марина Ковтун и администрация региона пока не дали официального ответа народным избранникам, но не исключено, что он будет положительным.
Остаётся только удивляться, как справляются с автоперевозками в других регионах страны, где средняя зарплата жителей не в пример выше, чем у северян. Так, в соседнем Архангельске проезд на семь рублей дешевле, чем в Мурманске, и это при том, что в столице Заполярья средняя зарплата не достигает 24 тысяч рублей, а у соседей доход на 11 тысяч больше. В Петрозаводске – столице другого расположенного рядом региона – Карелии, – проезд 19 рублей при средней зарплате почти в 30 тысяч. И лишь в Петербурге стоимость проезда такая же, как планируют сделать в Мурманске. Вот только средние зарплаты несопоставимы. И не в пользу Мурманска.
Другой вопрос, заставляющий задуматься: насколько необходим городу такой объём общественного транспорта? По статистике автостраховщиков, Заполярье занимает четвёртое место в стране по количеству автомобилей на душу населения и, естественно, держит первое место по Северо-Западу. Стоит учесть и постоянную убыль населения, склонного перебираться ближе к средней полосе, и то, что многие передвигаются практически только на маршрутках. Поэтому становится очень актуальным вопрос: сколько же приходится пассажиров на автобусы и троллейбусы и сколько их будет в дальнейшем?
Достаточно выехать на дороги заполярной столицы утром, чтобы увидеть пробки, причинами которых в основном становится большой общественный транспорт. При этом количество пассажиров в нём, как правило, невелико. Может, транспортным предприятиям и городским чиновникам стоит пересмотреть логистические схемы? Тогда, возможно, и цены на проезд поднимать будет не нужно.
Хотя, если вспомнить пример бывшего владельца «Автоколонны 1118», кому-то гораздо выгоднее получать государственные субсидии, а потом перекладывать ответственность на плечи «жадных» пассажиров.
прямая речь
Алексей Веллер, глава муниципального образования город Мурманск:
– За год «Электротранспорт» сделал ровно то, что должен был сделать, – наладил пассажирские перевозки в городе. Только чудес на свете не бывает, и все действия стоят денег. С прошлого года в обновление подвижного состава «Электротранспорта» из бюджета города вложено 164 миллиона рублей, приобретено более полусотни автобусов и четыре троллейбуса. Только в этом году выплаты по договорам лизинга превысят 100 миллионов рублей плюс удорожание запчастей, полисов ОСАГО и страхования жизни пассажиров, аренда производственной базы «Автоколонны» – ещё десятки миллионов рублей.
Сергей Коробков, генеральный директор ОАО «Электротранспорт», депутат Совета депутатов Мурманска:
– Самому предприятию, где антикризисные меры действуют с начала года, и бюджету города с этой ситуацией просто не справиться. Сегодня нужны меры, когда будут задействованы все рычаги – это и предприятие, и местный бюджет. Но в то же время нужно найти ту грань, сколько должны платить пассажиры. Оптимизировать уже нечего. Из предприятия выжали всё. И без того невысокая зарплата не индексировалась несколько лет, численность работников сокращается. Чтобы выжить, пришлось брать кредиты. Пока остаётся надеяться на очередной бюджетный транш. Городской совет обещал выделить 30 миллионов рублей.