Престиж или транспорт?
29 мая открывают новый сезон аквабусы. А точнее, то, что от них осталось
Если верить комитету по транспорту, то уже через 10 дней заработает Приморская линия аквабусов – от Университетской набережной до Старой Деревни. Казалось бы, эта новость должна вдохновить петербуржцев. Ведь осенние пессимистичные прогнозы о закрытии городского водного транспорта не сбылись. Но почему-то радости «непотопляемые» аквабусы не вызывают. И расстраивает не драконовская цена за билет в несколько сотен рублей, а скорее их ущербный нынешний вид. Ведь проблема «невостребованности» водных такси, которые пять лет назад были призваны стать городским общественным транспортом, вовсе не в том, что горожанам они без надобности, а в непродуманных маршрутах.
В этом году чиновники решили оставить только одну транспортную линию, правда несколько удлинив её. Маршрут охватывает Васильевский остров, Университетскую набережную, Неву и Большую Невку, Приморский проспект. В ходе поездки судно делает 7 остановок близ основных достопримечательностей города. Время ожидания составит 15 минут, а режим работы по будням – с 09.00 до 21.00. В выходные и праздники аквабусы будут стартовать на час позже. Стоимость взрослого маршрута по сравнению с прошлым годом не изменится – 170 рублей в будни и 300 рублей в выходные. А вот детский билет подешевел до 70 рублей с прошлогодних 85 рублей.
Конечно, за пару-тройку сотен рублей проехать по водной глади на работу или по делам с севера города в центр согласится далеко не каждый. Да и на маршрут катамараны выходят, как ни крути, поздно. Чтобы позиционировать себя как общественный транспорт, водные такси должны начинать работу в 8.00, чтобы горожане успевали добраться до работы.
Если изменить расписание аквабусов можно, то проехать на них по цене маршрутки за 36 рублей – утопия. Городские власти сетуют: сделать плату за проезд дешевле они не могут из-за кризиса. Ведь, по сути, аквабусы и так убыточны. Глава комитета по транспорту Александр Воробьёв поделился с корреспондентом «НВ», что перевозка одного пассажира – это колоссальные расходы для городского бюджета.
– Дотация за одну перевозку составляет 430 рублей, – уточнил чиновник, – но тем не менее я, как руководитель транспортного комплекса, не могу оставить без внимания имиджевый проект.
Не поворачивается язык назвать аквабусы общественным транспортом и у транспортного вице-губернатора Игоря Албина, который недавно признался журналистам, что «экономики на водных городских маршрутах пока не получается».
– Сохранить аквабусы скорее вопрос престижа для морской столицы России, – резюмировал Албин.
То есть власти открыто признаются: из средства передвижения аквабусы давно превратились в «имиджевый» и «престижный» проект и пользуются ими в основном туристы. Как-то так получилось, что за четыре года городской транспорт стал невостребованной роскошью. Это подтверждает и статистика: если в 2011 году водные такси перевезли 450 тысяч пассажиров, то в 2012-м почти в 10 раз меньше – 48 тысяч. А с 2013 года аквабусы ходят только по Приморской линии, остальные закрыли из-за убыточности.
Хотя изначально у городских властей была гениальная идея – возродить водный транспорт как старейший из городских. Так, в августе 2010 года запустили две новые линии – от ЦПКиО до Арсенальной набережной и от гостиницы «Москва» до Медного всадника. Тогда городские власти признали: мол, «не использовать преимущества города, водную гладь для организации общественного транспорта было бы большим упущением».
– Это очень комфортный и востребованный вид транспорта – из одного конца города в другой, от причала у входа в ЦПКиО до Смольной набережной катер домчался всего за 12 минут, – заявила тогдашний губернатор Валентина Матвиенко в 2010 году. – На общественном транспорте или автомобиле это занимает гораздо больше времени.
Но прошло каких-то пять лет – и что мы видим? Городские власти снова упускают эту возможность, делая из водного транспорта «имиджевый проект». Превращая, таким образом, здравую идею в очередное шоу с одним маршрутом, который снова подтвердит неэффективность аквабусов и, вероятно, умрёт.
А ведь чтобы вдохнуть жизнь в этот проект, нужно совсем немного – открыть три популярных маршрута из оживлённых точек. Например, с помощью них можно было бы избежать транспортного коллапса на Васильевском острове, соединив его с Дворцовой набережной. Пустить катера через каждые 10 минут и сделать плату за проезд доступной. Ведь за 300 рублей можно час кататься на прогулочном катере с экскурсией. Но, видимо, Смольному больше по душе платить за «престиж», компенсируя убыточность аквабусов из городского бюджета.
Остановки аквабусов на Приморской линии:
– на Университетской набережной (напротив Румянцевского сада),
– у Медного всадника (Английская набережная, напротив Александровского сада),
– на Мытнинской набережной, спуск № 1 (правый берег Кронверкского пролива, ниже Кронверкского моста),
– на Арсенальной набережной (напротив площади Ленина),
– на Петроградской набережной (напротив дома № 18 по Петроградской набережной),
– напротив станции метро «Чёрная речка» (на Приморском проспекте),
– на Приморском проспекте в Старой Деревне (правый берег Большой Невки, ниже 3-го Елагина моста).