ВИЧ помог ей «полностью переосмыслить и изменить свою жизнь»
В день памяти людей, умерших от СПИДа, в десятках храмов РПЦ прошли поминальные службы по почившим в результате этой болезни православным христианам. Как Церковь относится к ВИЧ/СПИДу и какие вопросы ставит эта эпидемия перед верующим человеком?
Чтобы осознать значение этой болезни, недостаточно мыслить медицинскими категориями. И социальными тоже недостаточно. В какой-то степени она метафизична – как в своё время была чума или постоянно упоминающаяся в Библии проказа. Эти недуги, очевидно показывающие бессилие человека, страшные своими неприглядными симптомами, заразные, неизлечимые, смертельные, заставляли людей пытаться понять, за что Бог насылает на них такое проклятие.
Возможно, в этом есть смысл. Как только человечество справляется с одной болезнью, появляется новая, ещё более страшная. Человечество научилось лечить чуму и проказу, сифилис перестал быть приговором, даже рак отступал перед современной медициной. Явился СПИД. Его научатся лечить, а может быть, откроют и методы профилактики. Но в истории не было периода, в котором люди были бы избавлены от дамоклова меча той или иной смертельной болезни. Так будет и после СПИДа.
Однако пока в мире продолжается его эпидемия и, разумеется, люди пытаются осмыслить духовный аспект проблемы. Легче всего сказать: «Это наказание Божие». Тем более что в случае СПИДа такое утверждение очень символично: он выводит из строя иммунную систему, которая хранит человека от гибели. Но, по христианским воззрениям, от погибели духовной человека хранит благодать Божия. То есть то, что для человека есть потеря иммунитета, для человечества – потеря благодати.
Церковь считает, что любая болезнь есть следствие греховной повреждённости человеческой природы, однако не увязывает жёстко болезни и личную греховность. С христианской точки зрения Бог не карает, а вразумляет.
«Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения», – написано в «Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом».
Этот документ ответил на главные вопросы, которые православные задавали себе в связи со СПИДом. Да, согласно концепции: «Социальные и медицинские факторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являются причинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и вторично. Подлинной же первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров». Однако отторжение, которое современное общество зачастую проявляет к ВИЧ-инфицированным, дело вовсе не христианское.
– Церкви надлежит со всей серьёзностью отнестись к вызывающему серьёзные раздумья потенциалу негативного отношения общества к ВИЧ-инфицированным. В этом нужно видеть, с одной стороны, мрачное наследие тоталитарного прошлого с его культом стадной морали и ксенофобии, с другой – результат разъедающего души людей цинизма и разгула беззакония, коррупции, преступности, культа наживы, широко распространившихся за последнее десятилетие, – говорил Филарет, бывший митрополит Минский и Слуцкий.
Главная проблема людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), – так называемая стигматизация, или социальная запятнанность. Узнав об их диагнозе, здоровые начинают дискриминировать их, и церковная среда не исключение. У некоторых не очень искушённых православных глубоко укоренено ветхозаветное убеждение, что больные страдают за свои грехи, а их, праведных, эта страшная беда никогда не коснётся.
– Тот, кто осуждает больных, пренебрегает ими, полагая, что они наказаны Господом, на самом деле совершает дело лжеца – диавола, похищая у Господа право Его милосердного суда и беззаконно подвергая суду тех, кто, быть может, страдает совершенно невинно, – говорит протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
«Ненавидеть грех, но любить грешника» – обязательное для христианина в данном случае правило. Христиане никогда не гнушались идти к поражённым самыми страшными болезнями и помогать им. СПИД не исключение.
Однако для ЛЖВ в церковной жизни есть своя специфика. Например, причастие из общей чаши. ВИЧ через неё передаваться не может (не говоря уж о том, что православные уверены в стерильности Даров). Однако и среди церковных людей есть боящиеся взять в рот ложечку, только что побывавшую во рту ВИЧ-положительного. Потому Церковь специально оговорила в упомянутой концепции: «ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии». То же самое касается и возможности для ЛЖВ принять священнический сан или стать монахом: если нет других, канонических ограничений, диагноз этому помешать не может. Труднее с браком. «Церковь благословляет брак ВИЧ-инфицированных между собой (конкордантный брак) и считает возможным брак между ВИЧ-инфицированным и здоровым человеком (дискордантный брак)», – говорится в концепции. На деле оба варианта брака ставят перед верующими проблемы. Например, деторождение. Несмотря на опасность родить инфицированного ребёнка, Церковь не может благословлять аборты и гормональную контрацепцию, но в случае с браком ЛЖВ снисходительно относится к контрацепции негормональной.
Но главная задача Церкви в случае с ВИЧ-инфицированными – помочь им осознать смысл своей болезни. При некоторых храмах созданы своеобразные братства ЛЖВ. Говорят, нигде больше не встретишь столь трепетного отношения к ближним. И рано или поздно у этих людей возникает невероятное смирение перед Богом.
– Я благодарна Богу, что у меня ВИЧ. Это помогло мне полностью переосмыслить и изменить свою жизнь. Я считаю свою болезнь не наказанием, а испытанием, – говорит инфицированная девушка.
Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: «По грехам твоим ты ещё мало наказан».
Святитель Иоанн Златоуст
Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи.
Преподобный Марк Подвижник