Дмитрий Торгованов: «Чем лучше работаем, тем больше игроков уходит»
Главный тренер сборной России по гандболу пожаловался «НВ» на отъезд своих подопечных в Европу
Петербургский гандбольный клуб «Университет Лесгафта-Нева» на днях обеспечил себе бронзовые медали чемпионата страны. Хоть командам и осталось провести ещё два тура, расстановку сил в турнирной таблице эти матчи уже не изменят. «Чеховские медведи» в очередной, уже 14-й раз подряд чемпион. Серебро на этот раз у «медведей» пермских, довольно уверенно забранное у «студентов» с берегов Невы. Неужто шаг назад для подопечных Дмитрия Торгованова? Ведь в прошлом сезоне второе место было за ними. За ответом корреспондент «НВ» обратился к самому наставнику «Университета Лесгафта-Нева», который с середины текущего сезона ещё и главный тренер сборной России.
– В определённой степени это действительно шаг назад – серебро лучше, чем бронза, – соглашается Торгованов. – Но я доволен. В ходе сезона у нас были сложности с составом, мы играли на два фронта, приходилось непросто, и нынешняя бронза – хороший результат. Тем более что чемпионат проходил по круговой системе. Возможно, если бы был плей-офф, мы снова были вторыми.
– Новый формат чемпионата пришёлся вам не по душе?
– Почему же, я сам голосовал за этот вариант, считаю, что он правильный. Понимаете, система плей-офф – это кубок. Можно занять 1-е место в регулярном чемпионате, попасть на восьмую
команду, проиграть ей в отдельно взятом матче из-за того, что у тебя выпали из обоймы несколько человек, и таким образом занять последнее место в чемпионате России, смазав всё впечатление от хорошего сезона. У нас в хоккее кто чемпион России? ЦСКА. А обладатель Кубка Гагарина – СКА. Круговая система объективнее отражает реальность – кто прошёл дистанцию ровнее, тот и чемпион.
– Можно ли сказать, что первые три команды в турнирной таблице расположились согласно бюджету?
– Мне доподлинно неизвестны бюджеты других клубов. Но вообще, «Чеховские медведи», конечно, намного богаче нас. Ясно, что они далеко впереди всех. Бюджета «Пермских медведей» не знаю, но в курсе, что зарплаты в этом клубе выше, чем у нас. Соответственно, думаю, бюджет у них тоже выше.
– Недавно «Университет Лесгафта-Нева» сумел обыграть «Чеховских медведей»…
– Это был первый успех над подмосковным клубом в основное время, не в серии пенальти. На тот момент мы уже понимали, что вряд ли достанем первые две команды, но третью позицию ещё не обеспечили. Победа была вырвана на последних секундах и показала, что сезон прошёл не зря.
– Как оцениваете выступление в еврокубке – Кубке ЕГФ?
– Могли выступить лучше, конечно, – из группы не вышли. У некоторых игроков не было понимания того, что это не чемпионат России. Там всё другое: соперник, трибуны, судейство. Разный гандбол. Но в такой тоже нужно уметь играть. И несмотря на то что это не Лига чемпионов, уровень там тоже неслабый. Финал был «Берлин» – «Гамбург», обе команды с успехом выступали в Лиге чемпионов.
– В феврале вы стали ещё и главным тренером в сборной России. Не возникли ли в связи с этим трудности в клубе?
–В «Университете Лесгафта-Нева» настолько налажена организация дел, что моё временное отсутствие никак не сказалось. У нас в клубе единый коллектив. Мои помощники все сами играли в гандбол и знают, что делать в любой ситуации.
– Совмещать работу в клубе было вашим условием. Как будет в дальнейшем?
– Пока никаких изменений не предвидится. У меня полное взаимопонимание как с Федерацией гандбола России, так и с руководством «Университета Лесгафта-Нева».
– Сборную возглавили с удовольствием?
– Как вам сказать, сомнения были. Но сейчас я точно могу сказать, что сделал это не зря. У нас хороший коллектив, я получаю удовольствие от работы с ним.
– Появилось ли у игроков «Невы» с вашим приходом больше возможностей попасть в сборную?
– Мой принцип – кто будет лучше, тот и будет в сборной. Мы уже проводили сбор, где смотрели большое количество игроков. У всех шансы одинаковые. То, что я лучше знаю ребят из петербургской команды, не даёт им преимущества над остальными.
– Какие были ваши первые шаги на посту тренера сборной России? 19-е место на чемпионате мира в Катаре требует, чтобы выводы были сделаны.
– Мы уже резко омолодили состав. Это надо было сделать, команда требовала обновлений. У нас появились семь новых игроков, которые впервые надели майку сборной. Притом что наша основная задача сейчас – попасть на чемпионат Европы и побороться за путёвку на Олимпиаду, которая даётся только за победу в континентальном первенстве.
– Основная проблема в российских сборных по футболу и хоккею – мало защитников высокого уровня. В гандболе та же проблема?
– Это одна из самых больших проблем. Всё идёт из детства, когда ребята любят забивать голы, атаковать и не любят обороняться. В детских школах этому не учат. А в мировом гандболе сейчас без защиты делать нечего.
– Сборная уже провела два матча с венграми и оба проиграла.
– Никакой трагедии из этого не делаем. На то были причины: команда впервые играла в таком составе. Дебютный матч у нас был в Чехове, и наши новички сильно волновались. Первый тайм провалили полностью, просто встали в ступор. В этой связи я даже хотел, чтобы первая игра была у нас в Венгрии, дабы ребята освоились в футболке национальной команды. Вышло же так, что многие психологически не выдержали дебюта перед своими болельщиками.
– Чего ждёте от ближайшего матча с Украиной, который пройдёт в Минске? Политического подтекста не будет?
– Какой ещё политический подтекст? Это игра за попадание на чемпионат Европы, не более. Наша федерация была готова обеспечить идеальные условия для матча в России.
– Сейчас много российских гандболистов уезжает играть в Европу. Там больше платят?
– Да, зарплаты там выше. Увы, но получается так, что чем лучше мы работаем, тем больше ребят нас покидает.