Из-под земли достали

Следователи арестовали счета и недвижимость главы Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина

Следователи арестовали счета и недвижимость главы Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина

Эта информация стала новостью федерального масштаба. В пятницу утром официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что у руководителя Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина, подозреваемого по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), арестовано имущество и другие активы, в частности более 

31 миллиона рублей, крупные суммы в валюте, три земельных участка в Ленобласти, жилой дом, автомобиль «Тойота Лэнд Крузер» и 3 сберегательных сертификата общей стоимостью 2,4 миллиона рублей.

Что-то такое ожидалось давно. Следственный комитет завёл на начальника подземки и его коллег уголовное дело по статье «злоупотребление полномочиями» ещё три месяца назад. Тогда в рамках расследования уголовного дела о нарушениях при строительстве станций метро выяснилось, что в 2012 году Гарюгин при заключении контрактов на строительство комплекса наземного вестибюля станции метрополитена «Адмиралтейская» руководствовался, как считают следователи, личными интересами. В результате бюджету города Петербурга был причинён ущерб в сумме не менее 466 миллионов рублей (напомним: это ещё предстоит доказать). Тогда же начальник Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Умнов пообещал депутатам Законодательного собрания, что «дело доведут до конца». Впрочем, это пока только обещание (по «трубному делу» тоже много чего обещали), но новый шаг в расследовании действительно сделан. Арест активов – хоть какая-то гарантия возмещения убытков (если они будут доказаны судом).

В комитете также отметили, что в деле появился новый фигурант, однако, кто именно, пока не сообщается.

– В связи с получением информации о возможной причастности одного из руководителей ГУП «Петербургский метрополитен» к совершению другого преступления в помещениях ГУП «Петербургский метрополитен» с участием эксперта в необходимой области вновь проводятся обыски, – рассказали в СК РФ.

Официально в метрополитене ситуацию не комментируют, сообщая лишь, что все на местах и все работают. А вот неофициально источник сообщил «НВ» следующую версию: якобы на петербургскую подземку идёт атака из Москвы. Мол, столица хочет посадить в кресло главы метрополитена своего человека, чтобы распродать непрофильное имущество предприятия: санаторий в Зеленогорске, базы отдыха на Чёрном море и в Ленобласти, летний лагерь «Голубая стрела» для детей сотрудников в посёлке Рощино… По словам источника, москвичи на них неоднократно покушались, но Гарюгин не разрешил перепрофилировать их под строительство гостиниц и коттеджей. Вышеприведённая версия красива, но пока что малоубедительна.

Предполагаемый следствием ущерб бюджету города в 466 миллионов рублей с санаториями никак не связан. Более того, дело этой суммой может не ограничиться. Потому что что-то странное творится с рекламой в подземке: при огромных объёмах она даёт мизерную прибыль ГУПу, о чём уже десятки раз писали все петербургские газеты, но ничего не менялось. Не менее странно проходит сдача в аренду торговых мест в вестибюлях и около них. Загадочной чёрной дырой остаётся товарооборот жетонов на станциях. Приобретая жетон в кассе или автомате, петербуржцы не получают никаких чеков, как это происходит, скажем, в Москве. И теоретически жетоны могут извлекаться из турникетов и снова проходить через кассу куда чаще, чем это отражается в бухгалтерских документах.

Но пока следствие занимается только проверкой строительства вестибюлей новых станций. Владимира Гарюгина подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве 6 наземных вестибюлей, в результате чего бюджету Петербурга, возможно, был нанесён ущерб в размере 9,23 миллиарда рублей.

Согласно переданным в Следственный комитет России материалам Контрольно-счётной палаты, метрополитен по результатам конкурсов в 2007–2013 годах заключил с холдингом «Адамант» и ЗАО «Советник» (входит в холдинг «Петромир») инвестдоговоры на строительство наземных вестибюлей на станциях «Обводный канал», «Звенигородская», «Бухарестская», «Международная», «Волковская» и «Адмиралтейская». 

Тут уместно пояснить, что в то время в Петербурге стало модным строить над вестибюлями торговые центры. Это объяснялось экономией: якобы инвесторы возводят всю надземную часть за свой счёт. Однако на деле экономии не было, поскольку сам вестибюль всё равно возводили на деньги бюджета. При этом право на строительство суперприбыльных торговых мест отдавались по дешёвке, да ещё и почти исключительно одной компании – «Адаманту». Лишь «Адмиралтейская» досталась «Петромиру».

Любопытен и ещё один факт. Когда станцию «Адмиралтейская» в 2011 году открыли, юридически она оставалась стройплощадкой. Таким образом, Петербургский метрополитен, эксплуатируя её, нарушал закон. Но на это почему-то закрывали глаза: ни Ростехнадзор, ни служба строительного надзора не выписывали штрафов и не требовали закрыть неготовую и, возможно, опасную для пассажиров станцию. Официально же ввести наземный вестибюль и торговый центр «Адмирал» удалось только в 2014 году. КСП насчитала за 6 лет деятельности ГУП «Петербургский метрополитен» 292 незаконные сделки на общую сумму свыше 7,3 миллиарда рублей. В выявленных нарушениях, по мнению аудиторов, прослеживается личная заинтересованность Владимира Гарюгина.

Помимо уголовного в этом деле есть ещё и нравственный аспект. Владимир Александрович Гарюгин – почётный железнодорожник, награждён четырьмя орденами, член Общественного совета Санкт-Петербурга, Торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей. И все эти звания, награды, весь тот авторитет, которым он пользовался до нынешних событий, действительно им заслужены. Он блестящий профессионал и отличный организатор, 25 лет возглавляющий второй по значимости метрополитен страны. Единственное, чего ему не удалось, – это удержаться от искуса больших и лёгких денег. И та ситуация, в которую он попал сейчас, под конец своей трудовой биографии, когда уже поздно что-то менять, для него, конечно же, драма.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.