Вам сквер или ехать?

«НВ» рассказывает о зелёных зонах, которыми пришлось пожертвовать ради строительства метро

«НВ» рассказывает о зелёных зонах, которыми пришлось пожертвовать ради строительства метро

Второй выход со станции метро «Спортивная» – на Васильевском острове – обещают открыть 27 мая. Сейчас ведётся демонтаж стройплощадки у Дворца спорта «Юбилейный», откуда на глубину спускались люди, техника и материалы. Правда, взамен восстанавливать газон не будут, а, наоборот, возведут бизнес-центр. И это не первый случай, когда после ухода метростроевцев горожане на месте, огороженном забором ради важной стройки, не обнаруживают радовавшего глаз скверика. Почему так происходит, выясняло «НВ».

«Спортивная»

Для станций метро создаются две стройплощадки: одна – так называемый горный комплекс с надшахтным копром – для подземных работ, другая – для возведения вестибюля. Горный комплекс изначально временный и после открытия станции должен демонтироваться, а нарушенное благоустройство – восстанавливаться.

Вот только происходит это далеко не всегда. Для строительства второго выхода со «Спортивной» такой горный комплекс разместили на нечётной стороне Большого проспекта Петроградской стороны (между проспектом Добролюбова и Малой Невой). Прежде там, вокруг Дворца спорта «Юбилейный», была открытая площадь с газонами. И изначально предполагалось, что после ухода метростроевцев останется только вентиляционный киоск.

Не тут-то было. Оказалось, что земельный участок с шахтой передали… инвестору. Согласно смольнинскому постановлению, компания «Конкорд-Юбилейный», входящая в Setl Group, должна построить здесь «культурно-спортивный комплекс». Зачем он тут нужен, если «Юбилейный» и «Петровский» вполне справляются со своей функцией, непонятно.

На сайте компании уже опубликован проект двух шестиэтажных зданий. Причём, судя по описанию, КСК превратился в обычный бизнес-центр. Для приличия в нём откроют какой-нибудь фитнес-центр – вот тебе и спортивная функция. А под «культуру» можно подогнать, скажем, проведение праздников для сотрудников.

 

«Чкаловская»

 

Прежде между Большой Зелениной улицей, Чкаловским проспектом, Ропшинской улицей и домом № 25 по ней находился большой Зеленинский сад. Его площадь была примерно 1,7 гектара. По воспоминаниям жителей, в центре стоял фонтан со скульптурной композицией. Она представляла собой изображение трёх мальчиков, выполненных в бронзе. Вокруг аккуратные аллейки, скамейки, деревья.

В 1980-х годах в саду решили строить станцию метро «Чкаловская». И если сам павильон занял совсем небольшую площадку (примерно 0,2 гектара), то под горный комплекс вырубили половину зелёной зоны. Взволнованным людям обещали, что после открытия «Чкаловской» здесь вновь посадят деревья.

Однако сменилась власть, открылась «Чкаловская», но о восстановлении половины Зеленинского сада чиновники вдруг забыли. Увидев неблагоустроенную территорию, оставленную Метростроем, они взяли и отдали её инвестору – фирме «Гарантстройинвест». Та без лишних разговоров возвела гигантский и совершенно нелепый для окружающей старины жилой дом высотой десять этажей.

Внутри есть очень интересная деталь: в круглом дворе стоит вентиляционный киоск, к которому по кругу примыкает одноэтажный паркинг.

 

«Путиловская»

 

В прошлом году власти начали готовить площадки под станции новой, 6-й линии подземки – Красносельско-Калининской. Единственным метровокзалом, который вызвал народные волнения, стала «Путиловская». И неудивительно: под неё отдали сквер на улице Васи Алексеева напротив дома № 6.

Как было сказано на общественных слушаниях, половину сквера – примыкающую к улице – «скосят» под небольшой павильон «Путиловской», а остальное, во дворе, – под горный комплекс. И вторую часть задачи выполнили довольно оперативно: вмиг от густого садика остались одни пеньки.

Координатор градозащитникого движения «Живой город» Дмитрий Литвинов отметил, что предложенная жертва не оправдана ничем. Дело в том, что квартал на противоположной стороне улицы Васи Алексеева по большей части представляет собой несколько пустырей. А рядом с торговым комплексом «Румба» и вовсе много лет лежат в земле фундаменты недоделанного объекта – вот где бы разместить вестибюль метро.

Однако чиновники людей не услышали. Они сухо ответили, что выбран наиболее оптимальный вариант. Теперь жители полагают, что чиновники, пробив проект одноэтажного павильона, в конце концов отдадут землю инвестору под подобие торговых центров над «Обводным каналом», «Волковской» или «Бухарестской».

«Обводный канал»

Стройплощадка для сооружения станции «Обводный канал» 5-й линии располагалась на Прилукской улице, рядом с Лиговским проспектом. Под неё отвели примерно половину сквера. Правда, непосредственно шахты там не было: Метрострой использовал участок под хранение материалов.

Местные жители помнят, что ещё недавно, буквально три года назад, там стоял двухэтажный ангар, покрытый металлическим профлистом. С Прилукской были организованы роликовые ворота, в остаток сквера выходил синий бетонный забор.

После открытия «Обводного канала» в 2010 году площадка перестала использоваться. В 2013-м все её постройки снесли, а территорию открыли для свободного доступа. Тогда же провели лёгкое благоустройство, в том числе «восстановили две набивные дорожки». Неиспользуемые участки быстро заросли травой.

Заместитель главы администрации Фрунзенского района Ольга Сянова рассказала, что теперь этот участок планируется включить в состав углового безымянного сквера, тем самым его площадь вновь увеличится вдвое. Вопросом сейчас заняты в профильных структурах. Вот только денег на полноценное благоустройство в Смольном хватает на три-четыре зелёные зоны в год, и когда в этот список попадёт Прилукская, и попадёт ли, чиновники уверенно сказать не могут.

«Спасская»

Положительные примеры в нашем городе тоже есть. Например, сквер на углу набережной реки Мойки и Фонарного переулка был восстановлен почти сразу после окончания строительства станции метро «Спасская» и разделения Правобережной линии на две – Заневско-Лахтинскую и Фрунзенско-Приморскую. Там находилась шахта № 519-бис, через которую на поверхность поднималась порода, а вниз спускались тюбинги – бетонные элементы для сборки тоннельных колец. Правда, сейчас созданный там вентиляционный киоск до пассажиров не «додувает»: он расположен над перегоном «Спасская» – «Театральная», который вступит в строй ещё нескоро.

После демонтажа горного комплекса в Фонарном переулке сделали небольшой благоустроенный сквер с аккуратным газоном, сохранившимися деревьями рядом с Мойкой и пятью новыми вдоль переулка дорожками.

Привели в порядок и бывшую площадку метро «Звенигородская», располагавшуюся посреди большого двора позади дома № 35 по Загородному проспекту. Причём там сделали аж целых два киоска – для 4-й и 5-й линий. И если вокруг одной из них сделали просто газон, то возле другой – полноценный сквер с дорожками, причём даже занесённый в реестр внутриквартального озеленения.

 

компетентно

Дмитрий Литвинов, координатор «Живого города»:

– Я считаю, что вообще надо прекращать практику строительства станций метро и их площадок на месте скверов. И те и другие должны быть заложены в генеральный план города. У нас же к этому документу относятся довольно вольно, а потому порой вроде бы зарезервированный под вестибюль метро участок спокойно отдают под жильё. А потом видят, что этот участок занят, и выбирают сквер. Это же самое простое решение: не нужно заниматься имущественными вопросами с собственниками, достаточно просто прийти и вырубить. Они считают, что сквер ничей, а на самом деле у нас в городе так мало осталось зелёных зон, что каждый садик на вес золота.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.