«Город со стороны Финского залива – это бренд»

Известные архитекторы Петербурга в рамках спецпроекта «Новый Петербург. Какой город мы оставим потомкам?» поделились с «НВ», как сделать так, чтобы золотая земля намывных территорий стала визитной, а не позорной карточкой Петербурга

Известные архитекторы Петербурга в рамках спецпроекта «Новый Петербург. Какой город мы оставим потомкам?» поделились с «НВ», как сделать так, чтобы золотая земля намывных территорий стала визитной, а не позорной карточкой Петербурга

Бетонные остовы будущих домов ясно говорят о том, что застройка будет уныло-типовой

 

Как недавно писало «НВ», на намывной части Василеостровского района в ближайшие годы начнётся строительство нового, второго по счёту морского фасада Петербурга («Морской фасад: лицо или…» от 22 мая 2015). Проект планировки территории утвердили в конце минувшего года, но этот документ не обозначил главного: как будет выглядеть прибрежная застройка. «НВ» попросило известных архитекторов высказать свои взгляды о том, каким должен быть морской фасад.

«Высотка, пауза, потом ещё высотка»

Истории морского фасада на самом деле около полувека. Тогда решалась судьба о расширении территории Васильевского острова и острова Голодай (ныне Декабристов) под застройку. Позже там прошли новые улицы, главной из которых должна была стать Морская набережная. Собственно, именно поэтому ей и присвоили такое название.

– В советское время в рамках генерального плана 1965 года вопросами морского фасада занимались всерьёз лучшие архитектурные силы. Подход был волевой: здесь делаем высотки, потом – паузу, потом – ещё высотки. Получается гармоничная композиция, – рассказал архитектор Святослав Гайкович.

Именно поэтому застройка Морской набережной, хоть и незавершённая, получилась аккуратной и продуманной. Впрочем, по скромным меркам советского времени. Наиболее заметными сооружениями стали не выстроившиеся в линию жилые дома, а здание Морского вокзала и гостиница «Прибалтийская» на одноимённой площади. Это в наше время её фасад, обращённый на Финский залив, обнесли забором в виде аквапарка «Вотервиль», а тогда её запоминающиеся фасады встречали корабли.

Завершать формирование уличного фронта Морской набережной пришлось в российское время. И если одни застройщики согласились с подходом, разработанным в советское время, то, скажем, «ЛенСпецСМУ» вышло с новым – уже в духе рыночных времён – проектом: у устья реки Смоленки компания поставила высотные жилые дома, архитектура которых совершенно чужда окружению. Впрочем, окружение – безликие дома массовых серий – ничего от этого соседства не потеряло. Тот жилой комплекс в силу его берегового положения назвали «Морской фасад».

А вскоре под возмущение жителей береговой линии Васильевского острова было принято решение намыть сотни гектаров новой земли. И связано это было с необходимостью построить пассажирский порт. А потому задуматься об оформлении морского фасада пришлось снова.

Сейчас на намыве строится несколько жилых домов. Первой ласточкой стал «Капитан Немо» на будущем бульваре Александра Грина. Его построили уже давно, но сдать не могут – из-за отсутствия сетей и дорог. Так он и стоит, одинокий, на фоне пустыни. Возможно, его стоило бы назвать «Капитан Поспешность». Помимо него возводятся «Я – романтик», «Колумб», а недавно было получено разрешение на «Артур Грей».

Последний выходит прямо на береговую полосу намытой земли. Но, по словам бывшего главного архитектора Петербурга Юрия Митюрёва, который в своё время следил за реализацией проекта, ни один из этих объектов не выйдет на набережную. Наращение земли ещё продолжится, и тот же «Артур Грей» скроется от глаз морских путешественников за другими домами.

 

Комплекс «Капитан Немо» построен, но не подключён ни к каким коммуникациям Старый морской фасад Петербурга не был роскошным, но смотрелся гармонично

 

«Общую панораму нельзя проектировать колхозом»

Сейчас на намыве действуют два основных застройщика – «Горстройзаказчик» и «Лидер групп». И если первая фирма – новичок на петербургском рынке, то вторую знают как активного застройщика спальных районов. И надо сказать, что для «Лидера» характерна довольно однообразная архитектура. Исключением стал бизнес-небоскрёб на площади Конституции, который сегодня является самым высоким зданием в Петербурге. Первые попытки застройки намыва показывают, что от традиции «спальных» фасадов новостроек девелопер не отказывается, а, наоборот, активно продвигает. Компания купила сразу несколько участков в разных кварталах намыва, и всюду довольно однотипные высотки-«муравейники».

Кто купит другие участки на побережье, пока неизвестно. Не ясно, на что настроен и продавец – фирма «Терра Нова»: на продажу сразу всего берега или распродажу по кусочкам. Это вопрос принципиальный, поскольку, как показывает практика (например, застройка в конце улицы Савушкина, начало Ленинского проспекта, микрорайон у Лахтинского разлива), девелоперы никогда не договариваются друг с другом и каждый старается построить доминанту (в смысле не высоты, а «крутизны»), из-за чего получается чудовищный диссонанс.

Проект планировки территории разработала мастерская «Союз 55» ещё одного бывшего главного архитектора города – Александра Викторова. Однако сам документ накладывает довольно размытые ограничения, не особо влияющие на конечный облик панорамы. Туда заложены максимальная высота, функциональное использование участка, длина фасада, расположение улиц и внутриквартальных проездов, наличие зелёных зон. Собственно, всё. Ничто не мешает покупателю земли поставить рядом два совершенно несочетающихся дома.

Наши собеседники говорят, что при существующем законодательстве у власти формально нет возможности ограничивать архитектурный облик новостроек. Однако они надеются, что мощь убеждения чиновников принесёт свои плоды. Большие надежды возлагают на нынешнего главного архитектора Владимира Григорьева. Он, как один из самых популярных городских проектировщиков, наверняка знает подходы к крупнейшим петербургским застройкам.

Почётный президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Владимир Попов уверен, что необходимо обязательно проводить конкурс на разработку концепции морского фасада. Его нужно выставить на Градостроительный совет, эксперты которого смогут по достоинству оценить получившиеся работы и выбрать лучшую. Или предложить компиляцию – набор интересных решений из разных проектов. В любом случае морской фасад должен выглядеть импозантно.

«Важно, чтобы не возник «крен» в сторону Лахты»

Архитектор Михаил Мамошин критично относится к термину «морской фасад». По его словам, во всех прибрежных городах существует морская панорама. И это более широкое понятие, поскольку фасад – это лишь одна из его компонент, не обязательно главная.

– Панорама состоит не только из первого плана, – говорит Мамошин. – Её формируют и более отдалённые объекты. И надо сказать, что о проблеме восприятия города со стороны Финского залива никогда не задумывались. А задуматься надо. Ведь оно становится брендом Петербурга. Когда я был на круизных судах, я всегда с удовольствием выходил посмотреть, как мы подплываем к берегу. И так делают очень многие.

По словам нашего собеседника, к морской панораме относится не только Васильевский остров. Это также южный и северный берега. И возможно, необходимо, чтобы для этих территорий была разработана зона регулирования застройки – аналогичная тем, что существуют для центральных районов Петербурга. В неё можно внести равномерное распределение акцентов, проще говоря, домов-высоток. И такие зоны должны «сопровождать» паромы от пропускных сооружений до причала.

– Как старый яхтсмен, я скажу, что вопрос морского фасада Петербурга не имеет уж такого монументального значения. У нас не приморский город, который воспринимается с воды постоянно идущими вдоль берега пароходами. Подходящие к морскому терминалу суда видят довольно узкую полоску береговой линии, где иногда – в соответствующих атмосферных условиях – чуть-чуть мелькнёт шпиль Петропавловской крепости, а чаще Исаакиевский собор. Остальные исторические объекты активно не участвуют в панораме, – поясняет Святослав Гайкович.

Сейчас видится, что наибольшее влияние на морскую панораму окажет не застройка Васильевского острова, а небоскрёб «Лахта-центра». Он будет играть едва ли не основную роль. При этом важно, чтобы не возник «крен на левый борт», в сторону Лахты. Важно развивать проект микрорайона «Балтийская жемчужина» на противоположном, южном, побережье, говорит архитектор. По его словам, его застройка «должна восприниматься сильнее, чтобы не было диспропорциональности».

Предложения же по Васильевскому острову, разработанные мастерской «Союз 55», были поддержаны в том числе Градостроительным советом, поэтому при их реализации должен получиться достойный фасад намывной территории. Святослав Гайкович надеется, что и в будущем все серьёзные проекты на намыве будут предметом рассмотрения градсоветом – в рамках их соответствия всей панораме Петербурга.

– А вообще хорошо, чтобы на этом ответственном месте участки доставались ответственным девелоперам, которые бы проводили архитектурные конкурсы. Это живое дело, которое могло бы украсить концепцию морского фасада, – полагает специалист.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.