«Пора стать международным парусным центром на Балтике»
Что нового и интересного ждёт в 2015 году петербургских любителей соревнований под парусами?
Парусники на Неве в центре Петербурга – это всегда красиво, мужественно, романтично и по-настоящему празднично
Сезон парусов в Петербурге открывается уже в ближайшие дни. В акватории у Петропавловской крепости, в самом сердце города, начинается чемпионат Европы по матчевым гонкам «Паруса Белых ночей – Кубок Дворца Конгрессов». Это традиционное соревнование впервые прошло в 2006 году, и в нынешнем старт будет юбилейным, десятым. Откроют программу чемпионата детские гонки «Оптимисты северной столицы – Кубок Газпрома», которые состоятся 30 и 31 мая. В них участвуют воспитанники спортивных школ Петербурга, Москвы и других городов России. Трасса гонки пройдёт между Заячьим островом и Стрелкой Васильевского острова.
Организаторы состязаний учли, что их участники – дети, и постарались сделать так, чтобы ни юным яхтсменам, ни их родителям, да и всем, кто придёт в Петропавловку, не было бы скучно. Для детей 30 мая с 11 до 20 часов на пляже будет проходить развлекательная программа, а в воскресенье Петропавловская крепость превратится в Город детства. В концерте примут участие более 500 юных артистов из творческих и спортивных коллективов. Пройдут также ярмарка, гонки на ялах, а также костюмированное представление по мотивам популярных голливудских кинофильмов «Пираты Карибского моря». Все десять лет, что проходят «Паруса Белых ночей», организовывается конкурс детского рисунка «Паруса мечты». В нём могут участвовать не только ученики художественных школ, но и все желающие, а главный приз, конечно же, прогулка под парусом по Неве.
4 июня в борьбу вступят яхтсмены-мастера из Франции, Польши, Германии, Финляндии, Италии, Швеции и России. Нашу страну будут представлять Владимир Липавский и Екатерина Ананина. Официальное открытие чемпионата Европы – в Нарышкином бастионе 4 июня в 19.00, там же 7 июня в 19.00 пройдёт награждение победителей.
– Всего в сезоне 2015 года мы планируем около 60 мероприятий, – сообщил президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев. – Впервые в Петербурге пройдут гонки скоростных катамаранов с участием 16-летних спортсменов. А вообще мы надеемся, что нам удастся в конце июля – начале августа провести Большую Санкт-Петербургскую парусную неделю наподобие той, что организует ежегодно немецкий Киль. В её рамках мы организуем открытые чемпионаты России в нескольких классах яхт. Пора уже Петербургу стать на Балтике таким же международном центром парусного спорта, как и его соседи, – Таллин, Хельсинки, Стокгольм. Ведь куда это годится – в Таллин ежегодно заходит шесть тысяч яхт, а в Петербург – всего двести.
Если тягаться с другими морскими городами Европы Петербургу пока сложно, то в России Северная Венеция – лидер, номер один в парусном спорте. Есть чем гордиться – так, уже 10 яхтсменов с берегов Невы завоевали лицензии для выступления на Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро, а ещё несколько человек продолжают борьбу за это право. Строится новое здание Академии парусного спорта в Лахте, в котором смогут заниматься до тысячи спортсменов.
– Создан Фонд поддержки исторического судостроения, – рассказал вице-президент Санкт-Петербургского парусного союза Владимир Любомиров. – Удалось полностью восстановить шхуну «Надежда», которая много лет участвовала в городских праздниках выпускников «Алые паруса». Этому паруснику больше 100 лет. Мы задействуем его в новой программе популяризации нашего вида спорта. Студенты четырёх вузов – Горного института, Политеха, ФИНЭКА и ИТМО – будут совершать походы на «Надежде». В Европе такой вид путешествий среди студентов хорошо развит. Также идёт работа по реставрации яхты «Утеха» 1888 года постройки, первой в России яхты с металлическим корпусом. Она, правда, не будет выходить в море, мы её музеефицируем, как и парусный корабль «Полтава». Уже сейчас, пока ещё только идёт строительство «Полтавы», судоверфь посещают до тысячи туристов в месяц. Надеемся, что, когда «Полтава» будет выставлена для посетителей, их станет гораздо больше.
– Впервые в этом году будет осуществлено несколько проектов в масштабах всей страны, – заявил президент Всероссийской федерации парусного спорта Владимир Силкин, приехавший в Петербург на открытие сезона. – Российские спортсмены примут участие в «Национальной парусной лиге» – турнире яхт-клубов, своеобразном аналоге футбольной Лиги чемпионов. Первый этап уже прошёл в Москве на прошлой неделе, второй этап состоится 26–27 июня в Петербурге. Финальная гонка пройдёт в Италии, на Сардинии. Впервые наша молодёжная команда выступит во французском Бресте в гонках вместе с итальянцами и французами. И наконец, будет осуществлён проект для детского спорта – к 90-летию нашего знаменитого пионерлагеря «Артек» в нём соберутся лучшие юные яхтсмены и их тренеры.
Конечно, яхтсмены в Петербурге сталкиваются со многими проблемами. Это и юридические нестыковки между разными ведомствами в оформлении документов, из-за чего страдают десятки опытных капитанов. Это и излишнее стремление российских властей всё зарегламентировать, например ни одно судно не может выходить в акваторию порта Петербурга без разрешения капитана порта, что грозит практически парализовать спортивную жизнь.
Но самое главное, что в России парусный спорт всё же развивается. Пусть всего в нескольких городах, а кроме Петербурга это Владивосток, Калининград, Сочи, Таганрог, Тольятти, но уже можно говорить о выходе на уровень советских лет.
– Ещё недавно казалось, что по количеству яхт мы долго не сможем догнать показатели Советского Союза, – признался Владимир Любомиров. – Но я вижу, что наша мечта уже близка к осуществлению. Понимаете, Россия – это всё-таки не морская страна, у нас мало традиций, мало людей, занимающихся парусным или водно-моторным спортом. Поэтому когда говорят о закрытии большого числа яхт-клубов в России, то одно дело, когда закрывают стоянки для судов, а другое дело, когда прекращают деятельность клубы, объединяющие людей по интересам. Вот таких клубов, в смысле объединений тех, кто развивает морскую культуру, в последнее время становится больше.