«Я тренировал команду, за которую сыграл Путин»

Наставник петербургской хоккейной команды «Невский легион» Илья Горбушин рассказал «НВ» о том, как руководит действиями на льду VIP-игроков

Наставник петербургской хоккейной команды «Невский легион» Илья Горбушин рассказал «НВ» о том, как руководит действиями на льду VIP-игроков

 

Илья Горбушин – редкий пример человека, который в хоккее успешно реализует себя в нескольких ипостасях

 

 

В 1990-е нападающий Илья Горбушин был одним из лидеров петербургского СКА, в начале 2000-х боролся за медали, играя в омском «Авангарде», а после завершения карьеры реализует себя сразу в нескольких направлениях: чиновником в Федерации хоккея Петербурга, экспертом на телевидении, тренером в любительской команде. Оба сына пошли по стопам отца – младший, Пётр, только начинает заниматься в СДЮСШОР «Динамо», а старший, Матвей, уже вовсю играет за команду СКА своего возраста, и тоже правым нападающим. В середине мая возглавляемая Горбушиным команда «Невский легион» стала чемпионом любительской Ночной хоккейной лиги, и это действительно большой успех.

– В декабре 2011 года я был на селекторном совещании в МЧС, на котором Сергей Шойгу призвал создавать любительские команды и турниры в регионах, чтобы через полгода объединить их в общероссийский чемпионат. В феврале бизнесмен Михаил Зингаревич – а я прежде тренировал их с братом Борисом персонально – поручил мне собирать команду «Невский легион» в Петербурге. Отбор был колоссальный, просмотрели около сотни хоккеистов, которые должны быть старше 40 лет и не иметь опыта выступлений на профессиональном уровне. На первом турнире Ночной лиги в Москве заняли 2-е место, через год снова проиграли в финале тому же сопернику из Екатеринбурга и с тем же счётом. А в этом сезоне наконец-то выиграли!

– По именам ваша команда выглядит очень внушительно...

– Андрей Точицкий, спортивный директор СКА и президент Федерации хоккея Ленинградской области, в этот раз не играл – был сильно загружен работой. Александр Медведев (глава «Газпром экспорта», экс-президент КХЛ. – Прим. ред.) часто катается с нами, но сейчас залечивает травму руки. Геннадий Тимченко (президент СКА. – Прим. ред.) был с нами в раздевалке и на скамейке, на лёд не выходил. Зато музыкант Игорь Бутман отыграл все матчи, забросил пару шайб. Он вообще отличный мужик и хоккеист.

– Соперники не смотрят косо на ваших звёзд?

– Думаю, привыкли. Единственный неприятный случай был на первом фестивале, когда мы вышли получать честно завоёванные серебряные медали, а зрители на трибунах почему-то начали свистеть. Но больше такого не было.

– За победу в этом году вы получили сертификат на строительство хоккейного катка...

– Да, на 100 миллионов рублей. В ближайшие дни должны решить, когда и где он будет построен. Полагаю, что он будет в Петербурге, вряд ли в области.

– Большой ажиотаж вызвало участие в гала-матче Ночной лиги президента России Владимира Путина.

– Мы, к сожалению, не смогли остаться на эту игру, поскольку торопились на самолёт. А так на первом фестивале я был тренером команды, за которую сыграл президент. Перед его выходом на лёд пообщались, обсудили игровые моменты.

– Какие сильные качества у хоккеиста Владимира Путина?

– Нацеленность на ворота! Видели, какие голы он забил? Не каждый любитель сможет. Насколько я знаю, он в Москве занимается с личным тренером. Президент страны у нас в отличной физической форме.

– Вы также занимаете должность вице-президента Федерации хоккея Санкт-Петербурга. За что отвечаете?

– Основное моё направление – студенческий хоккей. После назначения ездил по вузам, общался с ректорами, за короткий срок создали чемпионат Петербурга из девяти команд. Есть ли положительная динамика? Вот пример: Архитектурно-строительный университет (ГАСУ) собирал команду и попросил выйти с ними на тренировку. Это была комедия: кто-то еле на коньках держался, кто-то щитки надел поверх формы и так далее. А в этом сезоне они заняли 1-е место. Хорошие команды у Политеха, Университета имени Лесгафта, Лесотехнического университета.

– В тренерский совет петербургской федерации входит бывший тренер СКА Рафаил Ишматов, с которым у вас в своё время были непростые отношения...

– Кто это сказал?

– Вы сами в одном из старых интервью.

– Ну да, по сути, СКА я покинул из-за него. Но прошли годы, и сейчас мы нормально общаемся, часто что-то рассказываем, доказываем друг другу. Чего мне на него обижаться? Я уехал в Омск, завоевал серебряные медали и увидел, что такое настоящая любовь к хоккею в городе. Там и сейчас любят «Авангард», но в начале 2000-х это был настоящий бум, хоккеисты из дворца не могли выйти после каждого матча – такая толпа нас встречала. С охранниками еле выбирались.

– В СКА вы дебютировали чуть ли не в 15 лет...

– К основной команде подключили вообще в 14, а в официальном матче вышел то ли в 15, то ли в 16. Спасибо Борису Петровичу Михайлову, который был тогда главным в СКА, дал мне дорогу в большой хоккей. В конце прошлого года у него был юбилей – звоню, поздравляю: «Спасибо, что сделали из меня хоккеиста!» А он отвечает: «Сделал, но не такого, какого хотелось бы». Борис Петрович всегда был с юмором, и приятно, что таким и остаётся… Кто знает, как сложилась бы моя карьера, если бы в 17 лет не получил серьёзную травму – разрыв печени. Целый год восстанавливался, пропустил юниорский чемпионат Европы и молодёжный чемпионат мира, хотя в сборную до этого привлекался, с тем же Алексеем Морозовым играли вместе. Карьеру завершил в 30 лет, но уверен, что всё, что ни делается, – всё к лучшему.

– Первых легионеров в СКА помните?

– В 1997 году двух шведов нам привезли: Раухала – нападающий, но он вялый какой-то был, мало запомнился, и Мусакка – защитник толковый. Кто получше английский знал – общался с ними, выбирались вместе в рестораны. Случались весёлые истории, но я в них редко участвовал, поэтому с чужих слов пересказывать не хотелось бы.

– В конце 1990-х ваш партнёр по СКА Александр Юдин уезжал играть в Америку. У вас не было вариантов за океаном?

– Перед той самой травмой известный агент Серж Ханли рассказывал что-то про интерес ко мне «Тампы», но затем всё затихло. Честно говоря, я к НХЛ вообще спокойно отношусь, никогда ей особо не интересовался.

– В сезоне-2012/13 вы были главным тренером молодёжной команды СКА-1946 – как оцениваете свою работу?

– Огромный опыт получил. Главный итог, который я вынес из этого сезона, – в хоккее, а тем более молодёжном, колоссальное значение имеет психология. Вместе с помощниками проводили много собраний, разговаривали со всей командой вместе, с каждым наедине, с каждой пятёркой по отдельности. У нас собралась классная команда, сложился коллектив, который показал лучший результат в истории клуба на тот момент. Почему ушёл? У меня был контракт на один сезон, и предложения продолжить работу не последовало. Пожали руки и попрощались – нормальная ситуация, я не в обиде.

– Из тех, кто играл под вашим руководством, до основного состава СКА добрались Евгений Иванников, Дмитрий Юдин и Александр Барабанов.

– Не люблю выделять отдельных хоккеистов, но Саня Барабанов тот сезон провёл отлично, стал лучшим снайпером лиги. Их же трое братьев в семье, и все хоккеисты. Воспитание очень заметно: отец десантник, и внутренняя дисциплина в них чувствуется, претензий по работе к Саше не было никогда. Встретились с ним недавно, я говорю: «Вот видишь, Кубок Гагарина выиграл, а то ходил раньше с опущенной головой, жаловался, что в первую команду не попасть». Димка Юдин – тоже своеобразный парень. Выходит с утра, на улице солнце – он уже рад, всё хорошо у него. Главное, чтобы не расслаблялся и продолжал развитие.

– Недавно «Зенит» отметил юбилей клуба и победу в чемпионате России…

– Иногда выбираюсь на «Петровский» поболеть, хотя, откровенно говоря, мне больше по душе английская премьер-лига. Их футбол похож на хоккей: много борьбы, страсти, жаль, что подраться нельзя. А «Зенит» поздравляю с победой, у Петербурга вообще выдался чемпионский год: СКА, «Зенит», «Невский легион» (смеётся).

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.