Как в городе Ы чиновников учат
Фельетонист «НВ» продолжает следить за жизнью вверенного ему литературной музой славного города
Тимофей Гарик, поэт
– Итак, вы претендуете на место замзавпредкомитета по горзаказам. Будьте любезны сообщить, какое у вас образование? – строго вопросил начальник кадровой службы мэрии города Ы, перед которым сидел лощёный молодой человек.
Молодой человек был рекомендован на указанную должность солидными людьми. Но процедуру следовало соблюсти.
– Образование-то? – переспросил претендент. – Да эта… Как её?.. Академия бюрократической службы. Заочно, платно и экстерном – предки торопили, работать гнали. А то, говорили, Мальдивы да модели доведут до цугундера, – рассудительно ответил соискатель, ковыряя в носу пальцем.
Начальник кадровой службы, не отвлекаясь от заполнения опросного листа, достал из стола носовой платок, протянул его собеседнику и продолжил:
– Вопрос второй. Характер своей будущей работы понимаете?
– Чо? Не понял…
– Что делать нужно будет – знаешь? Работу комитета хотя бы в общем представляешь?
– А чо её знать-то? – лениво отмахнулся выпускник академии. – Делай, что начальство велит, – и все дела.
– А если начальство само не знает, что делать? Если на тебя вопрос свалили? – уже несколько раздражённо поинтересовался кадровик.
Молодой человек шмыгнул носом, утёрся рукавом своего дорогого пиджака и наморщил лоб. Через минуту его наконец осенило:
– Так ведь можно этих – экспертов нанять! У нас чо, денег в бюджете мало? Заплатим – пусть думают.
– Ну, в общем и целом правильно мыслишь, – приободрился чиновник. – Ну а если тебе письмо с вопросом от граждан пришло. Когда, например, спрашивают, на нашей улице яму заделают?
– Это мы проходили. Щас, в конспект гляну, – молодой человек полез в смартфон. – Во – нашёл. Значит, так… В ответ на любой конкретный вопрос нужно: первое – процитировать городской закон на указанную тему. Это значит о дорогах, о ремонте домов, о зелёных насаждениях… Второе: перепечатать полностью или частично стратегию развития города Ы на ближайшие 30 лет. Третье: распечатать адресную инвестиционную программу, показывающую масштаб работ.
Начальник кадровой службы был уже совсем доволен:
– Молодец! Соображаешь!
– А это уже листов десять письма получится, – заулыбался претендент на завидную должность. – Вот, значит, гражданам какая уважуха! Ну и вот четвёртое: в конце письма написать, что, мол, ремонт вашей ямы будет проведён в установленном законом порядке. «В установленном законом порядке» – это, нас учили, вообще главная фраза. Когда чего не знаешь или не хочешь делать, или боишься, что тебе жучков в кабинет понаставили, то как можно чаще повторяй: согласно закону, в установленном порядке!
«А ведь перспективный малый…» – заметил про себя кадровик. Несмотря на некоторую неотёсанность, парень ему определённо нравился. Может, тем, что напоминал ему себя молодого, когда он много лет назад, будучи таким же искренним и восторженным романтиком, пришёл устраиваться на работу в мэрию города Ы… Конечно, образование и манеры новичка придётся подтянуть. Ну так совершенных людей и не бывает.
***
Опытный кадровик понимал: брать парня на работу всё равно придётся. Ведь просили за него, как уже было сказано, очень солидные люди.
Это ведь только навивные журналисты да блогеры думают, будто мэр – что-то вроде гоголевского городничего, деспот и самодур, который бизнес кошмарит, как помещик крепостных. На самом деле бизнес мэра и выбирал. Но отнюдь не так, как все думают. Пожертвования в фонд избирательной кампании, оплата рекламных роликов кандидата, печать анонимных пасквилей про конкурентов и прочие – это так, мелочи, театральные декорации. Главное: представители крупного бизнеса давали понять (где надо), что с этим мэром они сработались. Так что если победит не их человек, то они свои офисы могут и в другом городе перерегистрировать. И налоги по новому месту платить. И пусть тогда не согласованный с ними градоначальник где хочет деньги ищет на выполнение соцобязательств мэрии.
Расплачивался же за поддержку мэр как раз должностями в своей мэрии. Кому-то из спонсоров нужно своего ребёнка пристроить, кому-то золовку, подругу, сына друзей. Впрочем, на ключевые посты бизнес ставил людей, которые могли решать вопросы, контролировать финансовые потоки. Заодно они и присматривали за мэром – чтобы тот не забывал, на кого работает. Потому некоторых своих замов мэр терпеть не мог, но куда денешься – долги нужно отдавать.
Одно плохо – протеже, как правило, были излишне, скажем так, простоваты. Один мог в эфире назвать жителей города Ы быдлом. Другой сообщал, что даже при Иване Грозном письма из… Петербурга в Москву всего за три дня доходили. И так далее.
С этим нужно было что-то делать. И наш кадровик, провентилировав вопрос в верхах, придумал систему, которая и принесла ему пост главы кадровой службы.
***
– Значит, слушай сюда, – со значением произнёс он, когда с анкетой было покончено. – На должности замзавпредкомитета по горзаказам ты числишься с сегодняшнего дня. С начислением оклада, премиальных, доплат за ненормированный рабочий день, за особые условий работы, за вредность, а также подъёмные, лечебные, отпускные, санаторные, курортные, экскурсионные… Но в таком виде тебя на публику выпускать нельзя. Сначала пройдёшь трёхмесячные курсы общей грамотности и русского языка…
– Какие ещё курсы?.. – заныл молодой человек.
– Да не переживай. Обучение – на Кипре, в спецшколе. Питание, проживание, экскурсии – всё включено.
– На Кипре? А на Мальдивах нельзя?
– На Мальдивах – нельзя. Там новую спецшколу ещё не достроили. Короче, потом месяца полтора в отпуске отдохнёшь и – на курсы хороших манер. Это в одном старинном замке, в Провансе. Преподают потомственные аристократы. Графа из тебя там, конечно, не сделают, но если будешь совать свои пальцы в нос – тебе их горчицей намажут. Аристократы говорят, – помогает.
Молодой человек, слушая старшего товарища, обильно потел. Он и не представлял, что бюрократическое поприще – такая мука…
– Курсы в Провансе – это всё? – с надеждой выговорил он.
– Крепись – не всё. Потом, после санатория, надо будет пройти курсы ликвидации компьютерной безграмотности. Обучение – в Калифорнии и Лас-Вегасе. Как всегда, всё включено. Правда, кроме казино. Идём дальше… Записываем тебя на курсы моделей – там научат красиво ходить. И на фитнес – фигуру подправить. И перестань наконец чесаться, а то я тебя ещё на курсы личной гигиены направлю! – сорвался кадровик.
Но тут же пожалел собеседника:
– Мужайся, коллега. Самое трудное впереди… Языковые курсы. Мы же постоянно по обмену опытом ездим, сами гостей принимаем. А что ты им скажешь? «Ай лав ю» и «шерше ля фам»? Ну да ничего. Поживёшь в Лондоне – научишься хотя бы еду заказывать на английском.
Молодой человек сидел никакой, ковыряя пол носком брендового ботинка. Наконец он поднял на начальника кадровой службы свои полные слёз глаза:
– Почему меня все обманули? Мне говорили, что работа в мэрии – это мечта, это большие деньги, это бесконечный отпуск, это на всех плюёшь и вообще это не трудно. А если у меня ничего не получится?..
– А не получится… Так и чёрт с ним, – вдруг откровенно сказал кадровик. – Думаешь, у нас в мэрии все эти курсы прошли? Да ничего подобного. Народ особенно-то не рвётся, а шибко грамотным тоже быть опасно. Ведь умных в мэрии должно быть ровно столько, сколько положено по штату. Но и не меньше. Вот мы и боремся за грамотность в наших рядах. И ни рабочего времени, ни бюджетных денег на это не жалеем, как видишь. В общем, нам нужны такие, как ты. Так что не робей!
И чтобы подбодрить нового замзавпредкомитета по горзаказам начальник кадровой службы зажал пальцем одну ноздрю и смачно высморкался на пол.
Прим.: Все персонажи и события – вымышлены, все совпадения – случайны.
тем временем в петербурге и россии…
Ликбез по русскому и «Комплексное противодействие иностранным техническим разведкам»«Чиновников Смольного обязали пройти курсы русского языка для повышения грамотности, – сообщила на днях «Российская газета». – Как выяснилось, сотрудники петербургской администрации основательно забыли правила, которые должны были выучить ещё в школе. Курс во многом повторяет школьную программу. После того как были оглашены результаты «Тотального диктанта», Смольный заявил, что под впечатлением от столь массовой всероссийской акции в северной столице решено снова посадить за парту госслужащих…»
Впрочем, дообучение чиновников за государственный счёт не петербургское ноу-хау. В одном из богатых нефтяных регионов чиновников обязали пройти курсы повышения юридической грамотности. И это распространённая практика: юр-ликбезы проводятся во многих регионах страны.
А в одном из сибирских регионов чиновников решили научить обращению с компьютером. Чтобы они умели пользоваться сайтами государственных ведомств. Обучение, как и положено, завершается сдачей экзамена.
Немало сообщений и о том, что регионы учат госслужащих иностранным языкам. Так, один из губернаторов посчитал, что «его подчинённые должны свободно общаться с потенциальными зарубежными инвесторами и иностранными партнёрами, – от этого зависит имидж региона».
«И вот результат – 21 сотрудник областного правительства получил сертификат об окончании курса «Академический английский язык для взрослых, уровень 1». Всего же на курсы записались 106 госслужащих», – пишет местное издание.
Но, возвращаясь в Петербург, отметим, что город на Неве всё-таки всех переплюнул.
«Смольный, – пишут СМИ, – объявил конкурс на проведение курсов повышения квалификации по программе «Комплексное противодействие иностранным техническим разведкам и техническая защита информации». Обучение по этой программе обойдётся в 720 тысяч рублей. На сайте госзаказа указано, что на эти деньги бороться с зарубежными спецслужбами научатся 25 чиновников, занятия будут вестись с апреля по конец мая».