Церковь в «королевстве кривых зеркал»

Распространение общения в социальных сетях ставит перед православными новые проблемы

Распространение общения в социальных сетях ставит перед православными новые проблемы

Накануне Дня славянской письменности и культуры в социальной сети «ВКонтакте» появилась страница патриарха Кирилла. А в день Святой Троицы он лично сделал запись, поздравив читателей с праздником.

– Церковь не должна забывать и об этой части своей паствы, – сказал по этому поводу Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата.

Данная «часть паствы» отреагировала на событие бурно. Как известно, ресурс «ВКонтакте» рассчитан в основном на учащуюся молодёжь. В первый день комментировать страницу патриарха можно было свободно и без модерации… Появилось множество и шуточек разной степени остроумия, и просто площадных оскорблений. После чего комментарии были закрыты. Впрочем, Владимир Легойда настроен оптимистично.

– Открывая возможность комментирования, мы осознавали подобные последствия. Церковь готова к диалогу и никогда его не боялась, и мы не хотим лишать людей возможности обратиться к Его Святейшеству из-за действий сравнительно небольшого числа сетевых троллей, – говорит он.

Понимание того, что Всемирная сеть есть перспективная миссионерская площадка, для Церкви открытие не вчерашнее. Ещё в 1997 году появился официальный сайт Московского патриархата. Покойный патриарх Алексий II говорил:

– Всемирная паутина давно стала средством христианского благовестия. Наши ресурсы в этом направлении далеко не исчерпаны, и Церковь должна, как и во все времена, использовать каждую возможность для миссионерской работы.

Однако это мнение разделяли не все архиереи. Например, митрополит Калужский и Боровский Климент как-то назвал интернет-общение «показателем культурной деградации» россиян. Позже отец Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, заметил, что общение в Сети «чудовищным образом разрушает культуру и правила человеческого общежития». Эти негативные мнения стали реакцией на вседозволенность в интернете. Но в глазах церковных людей принципиального различия между миром реальным и виртуальным нет – борьба добра и зла идёт везде. Патриарх Кирилл высказался вполне определённо: в виртуальном пространстве «диавол с Богом борется».

– Разумеется, в интернете существует множество людей, которые распространяют подлинную информацию о жизни Церкви, однако циников и любителей ложных разоблачений – в разы больше, – говорил он.

Очевидно, что речь идёт прежде всего о поведении отдельных людей в Сети. Впрочем, Церковь всегда интересовали в первую очередь грехи отдельного человека и возможность избавиться от них, а общественные тенденции – лишь во вторую.

– Я читаю в интернете многих православных церковных людей и даже священнослужителей. В их блогах можно увидеть постоянное обличение всего и вся, бесконечное раздражение и бичевание всех. Но про любовь Христа – об этом пишут мало, – говорит митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

Несколько произошедших в последнее время скандалов с выступлениями священников в социальных сетях, казалось бы, подтверждают слова владыки. Когда в профиле владельца страницы ясно указано, что он иерей, а на аватаре – его подлинное фото в рясе, двусмысленные и эпатажные высказывания неуместны. Или, например, фотосессии с вечеринок, где батюшки употребляют спиртные напитки.

– Кадры с такой попойки можно использовать разве что в качестве документального приложения к покаянно-объяснительной записке архиерею, а не выставлять в соцсетях, – говорит протоиерей Игорь Прекуп, клирик Эстонской православной церкви Московского патриархата.

Однако присутствие православных, в том числе и священников, в Сети, этом, по выражению патриарха Кирилла, «королевстве кривых зеркал», – данность, с которой надо считаться. И Церковь пытается устроиться в интернете. Например, несколько лет назад Американской православной церковью были приняты рекомендации для священников по использованию социальных сетей. Они достаточно подробно регламентируют поведение духовных лиц в интернете. Многие считают, что иной раз слишком подробно.

– Дело в искусственности рекомендаций. Повод жизненный, а реакция – мертвящая, – вторит отец Игорь Прекуп. – А потому, что руководствуется не стремлением созидать, а попыткой предотвратить «несчастные случаи на производстве». Например, согласно рекомендациям, когда заканчивается служение священника на приходе или в других местах, он должен удалить прихожан и подопечных из «друзей» или других списков контактов во всех формах электронной коммуникации. А это вообще здорово! «Вот, братья и сёстры, никакие мы с вами больше не братья и не сёстры. Мы теперь друг другу никто, и звать нас никак!»

В РПЦ подобных рекомендаций пока нет, на отдельные скандалы со священниками в интернете реагируют их архиереи. И в этом – другая крайность, делающая возможными истории вроде произошедшей недавно в Иваново. Там дисциплинарной комиссией был «отлучён» от интернета иеромонах Иларион (Соколовский). Ему вменили политическую агитацию и сомнительные богословские трактовки. Но именно этим отличались и посты его начальника – епархиального секретаря игумена Виталия (Уткина), тоже активного пользователя соцсетей. То есть виртуальный спор двух блогеров был вынесен в церковную реальность. Этого бы, конечно, не произошло, существуй в РПЦ внятный регламент пользования интернетом.

А там тоже есть свои неписаные правила, своя логика и своя иерархия. В сетевые звёзды выбились и некоторые священники. И это не всегда хорошо. Дело не только в орде самосвятов вроде «епископа» Григория Лурье, «священника» Якова Кротова или «архиепископа» Амвросия фон Сиверса, молящегося «святому Гитлеру». Хотя нет сомнения, что без интернета их сектантская деятельность не имела бы успеха. Но эти люди больше не имеют отношения к Церкви. Однако есть много других, в ней остающихся, но явно уклоняющихся «на тёмную сторону». Такое на наших глазах происходит с отцом Андреем Кураевым, некогда основавшим самый популярный православный форум, а сейчас являющийся одним из топ-блогеров «Живого журнала». Множество других интернет-батюшек под воздействием виртуальной силы вещей, обманчивой лёгкости жизни в Сети позволяют себе вовсе не достойные духовных лиц вещи. Можно вспомнить украинского игумена Феогноста (Пушкова), не раз подвергавшегося церковным прещениям за высказывания в блоге, для батюшки просто немыслимые.

– Если священник позволяет себе в Сети мат, иное явное сквернословие – это должно пресекаться жёстко. Если унижает беззащитного, если клевещет, издевается над чувствами того, кто подобного себе не позволяет, и прочие подобные низости – к виртуальным пингвинам на вечное поселение! – говорит отец Игорь Прекуп. – Но не следует диктовать, как надо. Лучше напомнить об идеале, наметить желательные черты поведения, учитывая специфику аудитории. Идеал нам всем известен: он соткан в Евангельском образе Спасителя. 

Павел Виноградов

авторитетно

Нет там никакого нового измерения!

Протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.ru»:

– Неправильно говорить, что духовное окормление через интернет, по Skype, через какие-то мессенджеры даёт новое измерение для духовной жизни. Нет там никакого нового измерения! Это просто деградация нормального, полноценного человеческого общения, которое предполагает разговор лицом к лицу. А то, что оно нереально в современной жизни и приходится использовать технические средства, – так это не возможности, а компенсация глубоко болезненного состояния жизни, в котором мы пребываем. Костыли и протезы. Но не безумие ли рекламировать костыли и протезы в школьном спортзале со здоровыми и подвижными детьми?..

Мы никуда не можем деться от того, чтобы присутствовать в интернете, пользоваться современными средствами связи. Будет глубокой ошибкой, если мы откажемся от них. Но надо понимать им цену и не увлекаться. Не стоит лелеять мечту, что сейчас мы возьмём в руки существенную часть современных средств массовой информации и радикальным образом ситуация изменится. Она не изменится, а станет хуже! Настоящая духовная брань идёт в другом измерении.

 

Церковь ведь не только о Христе. Она обо всём настоящем, то есть против лжи, в чём бы эта ложь ни выражалась: в виде искусственных цветов, в проецировании образов святых или каких-то инсталляций при помощи современных средств. Она старается сохранить ту подлинность, которая в мире доиндустриальном была естественна. Сейчас эта подлинность размывается. 

 

субъективно

Правила для священника в социальных сетях

Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни Святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтёров, город Ровеньки, Луганская область, интернет-миссионер, редактор епархиальной газеты «Православие Луганщины», писатель

1. Будь собой. Нельзя иметь одно «я» дома, второе на службе, а третье в интернете. Вы не исполнитель главной роли в сериале «Интерны»...

2. Будь известным. За ником в профиле пропиши имя, сан, место служения.

3. Будь умным. Когда не знаешь, что сказать, скажи: «Не знаю».

4. Будь сообразительным. Если боишься, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна» (епархиальная), то только читай и делай выводы.

5. Будь понятливым. Когда желаешь показать всю глубину собственного ума, то знай, что у твоего собеседника он не только глубже, но ещё и «ширше».

6. Будь человеком. Когда грубят, ругаются и матерятся, оставь их в покое.

7. Будь терпеливым. Каким бы ты ни был по возрасту, стажу служения и интеллекту, с тебя всё едино будет спрос, как с патриарха.

8. Будь понятливым. Если тебя «зафрендил» инославный сектант с раскольническими замашками и автокефальными устремлениями, то ты потенциальный миссионер, а не пособник врага рода человеческого.

9. Будь политиком. Исключи из своих интернетных разговоров и бесед всякую политику по причине того, что политика без дипломатии не бывает, а дипломатия, как известно, наука лжи, а ложь, как ты прекрасно знаешь, запрещена девятой заповедью.

10. Будь священником. Везде, всегда и во всём.

 

а как у них?

Интернет под тиарой

Отношение Римско-католической церкви к интернету остаётся положительным со времён Иоанна Павла II, который впервые начал пользоваться электронной почтой в 2001 году. Состояние здоровья пожилого понтифика не позволяло ему ездить в другие страны, и он стал рассылать свои послания во все католические епархии мира. Преемник Иоанна Павла Бенедикт XVI тоже считал, что стремительно развивающиеся цифровые технологии облегчают жизнь и работу и этим следует пользоваться. В 2009 году он обратился с посланием к молодым католическим священникам и мирянам, призывая их использовать Всемирную паутину для рассказов о христианской вере. А в конце 2012 года Бенедикт XVI создал официальный аккаунт папы римского в «Твиттере» и оставил в нём свою первую запись. Нынешний папа Франциск I продолжает пользоваться этим аккаунтом и в отличие от своего предшественника пишет твиты довольно часто. 23 января 2014 года, во Всемирный день социальных коммуникаций, он особенно торжественно высказался о глобальной сети: «Интернет есть дар Божий. Он предоставляет нам поистине безграничные возможности для человеческого единения и проявления солидарности».

Есть у католиков и свой святой покровитель интернета. Это Исидор Севильский, священник, живший в VI–VII веках в Новом Карфагене и являющийся составителем первой в мире энциклопедии. Правда, официально Католическая церковь ещё не утвердила его на этой «должности». Однако День интернета с 1998 года принято отмечать 4 апреля, в день преставления этого святого.

 

точка зрения

Искушение в Сети

Татьяна Алексеева, заместитель редактора отдела социальных проблем «НВ»

Современный человек привык искать единомышленников в интернете, и православные христиане не являются исключением. Люди, недавно пришедшие к вере, как правило, решают сначала почитать посвящённые православию сайты и познакомиться с интернет-сообществами, пообщаться со священниками виртуально – чтобы потом, придя в храм, не наделать ошибок и не обидеть случайно прихожан не принятым в Церкви поведением. Обычно такое виртуальное начало духовной жизни действительно помогает неофитам в воцерковлении, но порой случаются и очень неприятные истории – если не повезёт с собеседником-священником.

Когда я только начинала общаться в Сети на духовные темы, мне сразу бросилась в глаза одна странность. Некоторые священнослужители очень по-разному вели себя в дискуссиях с единоверцами и с далёкими от православия людьми. С первыми они разговаривали очень неохотно, в лучшем случае кратко отвечая на их вопросы, а перед вторыми старались казаться как можно более «прогрессивными» и «толерантными» и словно бы всё время оправдывались и пытались доказать им, что они «вовсе не такие фанатики, как принято считать». Причём чем резче собеседник был настроен против христианства, тем более мягким и даже заискивающим становился тон таких священнослужителей. Если же у антиклерикала случалась ссора с неофитом, священник непременно принимал его сторону, иногда даже выгоняя неофита из своего блога.

Иной раз несогласие начинающего воцерковляться собеседника расценивалось батюшкой чуть ли не как ересь, и новичку намекали, что ему нечего делать в Церкви. Сама я, общаясь с одним активным в интернете священником, с удивлением узнала, что христианин вовсе не должен молиться за всех, кому он желает добра. Что христианин должен думать только о своём спасении и молиться только о нём. А любые мысли о том, чтобы помочь кому-то ещё – и молитвой, и действиями, – были объявлены ересью. После чего мне был в лучших традициях интернет-общения поставлен «диагноз по аватарке»: «То, что вам плохо, – как раз свидетельство неверной молитвенной практики. Значит, что-то духовно вредное натворили».

Конечно, не все священники ведут себя в интернете таким образом – большинство из них тактичны, терпеливы и не делают различий между «своими» и «чужими». Но заметнее всего, к сожалению, оказываются не они, а их категоричные коллеги.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.