И вечная зима
Под Петербургом в камерной обстановке состоялось открытие уникального и единственного в России круглогодичного лыжного тоннеля, о котором много лет мечтали и спортсмены-любители, и профессионалы
По расчётам экономистов учебно-тренировочного центра «Кавголово», удовольствие круглый год пользоваться заснеженной лыжной трассой обойдётся спортсменам-любителям примерно в 500 рублей за посещение
Подобные мероприятия принято проводить с особой торжественностью. Как-никак ничего подобного нигде в России пока больше нет, а значит, появление уникального спортивного сооружения под Петербургом – событие национального масштаба, которое должны широко обсуждать в прессе и на которое обычно приглашают и спортивных звёзд первой величины, и чиновников высокого ранга.
Звёзд спорта на территории учебно-тренировочного центра «Кавголово» Национального государственного университета физической культуры, cпорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта было немало – призёры и чемпионы Олимпийских игр, чемпионы мира, обладатели Кубков мира: Дмитрий Васильев, Оксана Казакова, Юрий Кашкаров, Любовь Мухачёва, Анатолий Алябьев, Валерий Столяров, Владимир Драчёв… Как сказал находящийся в приподнятом настроении ректор университета Владимир Таймазов:
– Все свои!
Но вот само открытие первого в России круглогодичного лыжного тоннеля в петербургской Мекке зимнего спорта – Токсово – состоялось без шума и пафоса. Буднично так, словно ничего особенного в этом событии и нет.
А ведь радоваться есть чему: помимо самого тоннеля в комплекс вошло и закрытое биатлонное стрельбище на десять установок, что позволит тренироваться в условиях, максимально приближенных к «боевым», командам и атлетам самого высокого уровня – лыжникам, биатлонистам, двоеборцам. Протяжённость единственного тоннеля – 750 метров в одну сторону, ширина – 8 метров. Что отличает тоннель в Токсово от других мировых сооружений подобного типа – самый большой перепад высот в 22,5 метра.
За несколько дней до официального открытия мне довелось протестировать трассу в нашем тоннеле. Я далеко не новичок в лыжах и скажу, что поработать в подъёмы пришлось усердно. Зато в обратную сторону – практически горнолыжный спуск! Не случайно администрация комплекса просит юных спорт-сменов, которые уже осваивают тоннель, использовать во время тренировок защитные шлемы.
Кстати, в мире подобные сооружения действуют в Финляндии, Швеции, Германии. В Финляндии это Вуокатти – самый известный российским лыжникам и биатлонистам – и Леппавирта. Изюминка последнего – тоннель, как и весь спортивный комплекс «Кюмппи», находится на 30-метровой глубине, и «труба» в местечке Паймио. В Швеции – тоннель в Тросби, который долгое время считался самым протяжённым. В Германии – тоннель в Оберхофе.
Собравшиеся на церемонии подписания документов не скрывали оптимизма относительно дальнейшего расширения и развития учебно-тренировочного центра «Кавголово»: в планах строительство крытого катка и бассейна.
Есть намерения соединить трассы центра с трассами Военного института физической культуры. Это позволит в лучших условиях проводить лыжные марафоны. Намерения выполнимые, тем более что у них есть реальная поддержка: один из присутствующих – Владимир Драчёв – не только великий биатлонист, призёр Олимпиад, четырёхкратный чемпион мира, но и глава Всеволожского района области.
Владимир Драчёв, кстати, единственный из гостей, который совместил участие в церемонии с лыжной тренировкой в тоннеле. На трассе мы и поговорили.
– Пожелаю эксплуатационникам следить за нормальным состоянием снежного покрытия в тоннеле. В том же Вуокатти через пару часов после открытия трасса превращалась в пыль, на которой очень тяжело было качественно тренироваться. Поэтому мы старались приезжать в тоннель как можно раньше. А здесь трасса рабочая. Будет где вспомнить забытые за лето навыки и провести хорошую техническую работу.
В хорошем настроении был и мой добрый знакомый – призёр Олимпийских игр, а ныне директор школы олимпийского резерва по лыжным гонкам Выборгского района Санкт-Петербурга Валерий Столяров.
– Буквально на днях положительно решили вопросы с финансированием. Поэтому мои подопечные уже сейчас тренируются на лыжероллерных трассах центра. Скоро освоим и тоннель! – радовался Столяров.
– Будет ли доступен тоннель для простых любителей лыжного спорта? – с таким вопросом я обратился к директору учебно-тренировочного центра «Кавголово» Галине Пантелеевой.
– Однозначно да! Но хочу сразу предупредить, – улыбается она, – чтобы лыжники-любители рассчитывали уровень своей подготовки: на трассе находятся два очень крутых подъёма, а значит, и два таких же спуска. Надо быть предельно осторожным, чтобы не травмироваться самому и не травмировать других. В ближайшее время мы определимся со стоимостью билетов в тоннель. Расчёты экономистами сейчас ведутся. Надеюсь, что стоимость не превысит 500 рублей за посещение. Будем практиковать и сезонные абонементы. Мы находимся недалеко от города и, возможно, если дело пойдёт, по примеру успешных катков будем практиковать ночные катания.
Сотрудники центра «Кавголово» заверили «НВ», что тоннель будет доступен и спортсменам-любителям, правда, последние должны учитывать особенности лыжной трассы, на которой есть два очень крутых подъёма Ждут в тоннеле не только лыжников, но и биатлонистов, для которых здесь оборудовано стрельбище на 10 мест Руководитель фотослужбы «НВ» одним из первых протестировал уникальное спортсооружение Вот так снаружи выглядят стрельбище и стартовая «поляна»
Тоннель позволяет заниматься лыжными видами спорта вне зависимости от сезона и климатических условий. Обычно он представляет собой сооружение в несколько сотен метров длиной, построенное из теплоизолирующих материалов, может быть как подземным, так и надземным. Снежный покров создаётся путём накопления снега в зимний период или искусственно с помощью снежных пушек и сохраняется благодаря холодильным установкам.
В Ханты-Мансийске тоннель начали сооружать в 2008 году. Он должен был стать первым в России, планировалось торжественное открытие к чемпионату мира по биатлону в 2010 году, но тоннель обвалился. Хотя было выполнено около 70 процентов земляных работ, возобновлять строительство не стали. В 2013 году в Ханты-Мансийске началось сооружение лыжного тоннеля по новому проекту. Он рассчитан на 150 лыжников, одновременно находящихся в тоннеле, с участком под стрельбище для биатлона. Длина – 1000 метров, ширина – 12 метров, высота – 6 метров.
а как у них?
Вуокатти (Финляндия)
Самый первый в мире лыжный тоннель построен в 1997 году в финском посёлке с населением всего 2500 человек. Длина тоннеля – 1210 метров, ширина – 8 метров, высота – 4 метра, перепад уровней – 51 метр. Снег натуральный, поддерживается температура 5–9 градусов мороза. В случае необходимости можно создать и трассу для фристайла. Сооружение вскоре стало приносить прибыль, и подобные тоннели начали строить как в других регионах Финляндии, так и в других странах.
Леппавирта (Финляндия)
Первая в мире подземная (на глубине 30 метров) многофункциональная арена «Кюмппи» открыта летом 2004 года. Общая площадь спорткомплекса составляет 8000 квадратных метров. Протяжённость лыжни – 1500 метров. И зимой и летом мощные системы охлаждения поддерживают комфортную температуру на уровне 3 градусов мороза.
Паймио (Финляндия)
Открыт в конце марта 2006 года, удобно расположен рядом с автомагистралью Е18, в 138 километрах от Хельсинки. Представляет собой кольцевую лыжню с односторонним движением длиной 700 метров. Ширина туннеля – 6 метров, высота – 4 метра. На старте и финише ширина составляет 12 метров.
Торсбю (Швеция)
Самой протяжённый и единственный в мире тоннель, где есть крытое биатлонное стрельбище. Рядом 800-метровый открытый охлаждаемый участок, часть которого предназначена для штрафных кругов. Строительство закончилось летом 2006 года. Первый этап строительства включил в себя сооружение тоннеля длиной 1300 метров, шириной 8 метров и высотой 4 метра. Туннель следует природному ландшафту и имеет 12-метровый перепад высот. Постоянная температура до минус 3 градусов.
Оберхоф (Германия)
Первый лыжный тоннель в Центральной Европе. Длина – 2400 метров, ширина – 7 метров, высота – 4 метра.