«Про любовь» и другие истории
26-й фестиваль «Кинотавр» в Сочи раздал призы
Картина триумфатора фестиваля Анны Меликян – тот случай, когда кино понравилось абсолютно всем
Решение жюри «Кинотавра» отдать Гран-при фильму Анны Меликян «Про любовь» не стало большой новостью для участников и гостей фестиваля. Это был тот самый нечастый случай, когда кино понравилось буквально всем. Пришлось по душе профессионалам и просто зрителям. И что самое главное – не вызвало жгучей зависти у творцов: «Почему не мне?» Более того, если бы главный приз ушёл к кому-то другому, каждый почувствовал бы себя обиженным и обойдённым. Удачное кино «про любовь» всегда кстати.
Симпатичные городские новеллы о сложностях и радостях в отношениях влюблённых пар, которые следуют мудрым, а иногда провокационным советам современной стильной ведьмы по имени… Рената Литвинова (в этой роли Рената Литвинова), зрителей порадовали и развлекли. Обычно остро конкурентное кинематографическое сообщество вдруг примирилось и расчувствовалось. Любовные истории, азартно и увлечённо разыгранные целым созвездием популярных артистов (Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Александра Бортич, Владимир Машков, Юлия Снигирь и др.), оказались тем самым фильмом – лёгким, смешным и одновременно важным и серьёзным, который, как выяснилось, всем хотелось увидеть именно сейчас.
Приз за лучшую режиссуру получил Алексей Федорченко. Его затейливое рукотворное кино, всегда полное необычных метафор, этнических открытий и фольклорной красоты, на этот раз оживило на экране тридцатые годы, малоизученное Казымское восстание и путешествие художников-авангардистов в селения, где обитали ханты и манси – северные народности со своими обычаями и шаманскими тайнами. Сплав реальных фактов и причудливой фантазии режиссёра Федорченко и его постоянного соавтора писателя Дениса Осокина создаёт уникальный художественный мир, узнаваемый экранный почерк и стиль.
Ещё один фаворит «Кинотавра» – драматург и режиссёр Василий Сигарев, – как и Алексей Федорченко, родом из Екатеринбурга. Только что он выпустил в московском Театре-студии Олега Табакова собственную интерпретацию гоголевского «Вия», у него получился настоящий хоррор, полный жути и страшных прозрений героя. На фестивале в Сочи состоялась премьера фильма «Страна Оз» – в новом для Сигарева жанре новогодней комедии.
Название фильма можно читать двояко. С одной стороны, это волшебная страна Оз – по аналогии с популярной сказочной историей. С другой – знакомые каждому цифры 03. С их помощью вызывают скорую помощь к тяжело больным. Здоровых, вменяемых людей, судя по отзывам первых зрителей, в этой чёрной комедии практически нет. Но все персонажи тем не менее очень узнаваемы и оттого безумно смешны. После показа съёмочной группе в сочинском Зимнем театре зрители устроили настоящую овацию. Хотя были и те, кого жёсткий сигаревский юмор порой не на шутку пугал. Вот, например, отзыв одного известного кино-обозревателя: «Хотелось уйти, спрятаться под сиденье или сползти вниз. Но это были лишь порывы, потому что всё-таки интересно было узнать, что же дальше. В целом фильм направлен на то, чтобы зрителя выворачивало и, возможно, он таким образом очистился».
Жюри во главе с Алексеем Учителем не рискнуло отдать ни один из главных призов Василию Сигареву и его актёрам, среди которых фееричная Яна Троянова, блистательный Владимир Симонов и великая Инна Чурикова, которая согласилась сыграть крошечную роль и с лёгкостью произнесла убойную ненормативную реплику на радость залу. В прокатной копии живой русский язык приведут в соответствие с нормативами публичной речи. А пока что фильм «Страна Оз» получил награду за лучший сценарий.
Зрительским хитом на «Кинотавре» стал фильм Андрея Зайцева «14+». Искренняя, нежная, точно и тонко сыгранная история первой подростковой любви вызвала ответную любовь зрителей.
Актриса Елена Шевченко («Мама не горюй», «Сирота казанская», «День выборов») сразу после просмотра оставила на своей странице в соцсети краткую и выразительную рецензию: «14+» – чудесный фильм Андрея Зайцева! Всё уже раньше было, не было только Андрея Зайцева, который снял фильм о первой любви, первом поцелуе, без единого штампа, c таким светлым юмором, что любишь в этом фильме всех, даже бандита Волкова в конце любишь, как в шесть лет обожал Мишку Квакина. Кастинг, актёрские работы – чудо, счастье, восторг!»
Андрею Зайцеву достался диплом и спецприз жюри.
Сама Елена приехала на «Кинотавр» как продюсер-дебютант, привезла обаятельную и немного мистическую короткометражку «Никто не умирает по утрам» режиссёра Александра Коручекова с Марией Машковой и Александром Вёртковым в главных ролях. Но победа в коротком метре справедливо и заслуженно досталась Кириллу Плетнёву за фильм «Настя». Режиссёрская работа популярного артиста, по общему признанию, опередила всех. Экспертное жюри кинопродюсеров одобрило и его новый проект, так что впереди у режиссёра Кирилла Плетнёва дебют в полнометражном кино.
Прогнозы публики относительно призов за актёрские работы не оправдались. Взволновавший всех дуэт Агриппины Стекловой и Александра Яценко в новом фильме Александра Котта «Инсайт» остался без наград. Приз за лучшую мужскую роль поделили сразу четверо артистов из дебютной ленты Михаила Местецкого «Тряпичный союз». Это Василий Буткевич, Александр Паль, Иван Янковский и Павел Чинарёв.
И всё-таки без сюрприза при раздаче наград не обошлось. Лучшей женской ролью жюри признало работу непрофессиональной актрисы, дебютантки в кино Полины Гришиной, сыгравшей в фильме Ивана Вырыпаева «Спасение», снятом в Тибете, католическую монашку.
Девушка она красивая, с природным обаянием, но решение жюри многие сочли более чем странным. Никакой собственно актёрской задачи у молодой исполнительницы попросту не было. Как говорится, «только ходи». Что она и делала – очень естественно и достоверно. Не более того.
Зато жюри сумело отличиться и запомниться. Видимо, не хотелось остаться в истории «Кинотавра» только присуждением Гран-при очевидному лидеру – фильму «Про любовь».