Учёба ценой в 50 миллиардов

Проблемой спасения петербургской распределительно-сетевой компании «Ленэнерго», снабжающей электроэнергией 6 миллионов человек, а также предприятия Петербурга и Ленобласти, пришлось заниматься лично Владимиру Путину. Губернаторы, банкиры, главы госкорпораций за три предшествующих месяца не смогли прийти к согласию

Проблемой спасения петербургской распределительно-сетевой компании «Ленэнерго», снабжающей электроэнергией 6 миллионов человек, а также предприятия Петербурга и Ленобласти, пришлось заниматься лично Владимиру Путину. Губернаторы, банкиры, главы госкорпораций за три предшествующих месяца не смогли прийти к согласию. И только на прошедшем на днях под руководством президента совещании было решено, что 32 миллиарда рублей на докапитализацию «Ленэнерго» выделит федеральная компания «Россети», а она, в свою очередь, получит на такую же сумму облигации федерального займа.

Масштаб помощи – 32 миллиарда на латание дыр – впечатляет. Как и сам факт наличия таких дыр. «Ленэнерго» – это не дальний колхоз, которому грозит разорение после пожара в телятнике и вымокания урожая картошки, а одна из богатейших посреднических компаний региона (40 миллиардов рублей выручки по итогам 2013 года) с безубыточным по определению бизнесом.

Покупая электроэнергию у ТГК (территориальных генерирующих компаний), «Ленэнерго», образно говоря, получает деньги за то, что провожает глазами, как электрический ток бежит по проводам от электростанций к потребителям. Другим источником доходов является сбор денег за присоединение к сетям – до 40 тысяч рублей за киловатт мощности. Эту плату придумал ещё Анатолий Чубайс (нигде в мире такого нет, ведь это всё равно что платить за право ходить в магазин), объяснив, что мера пусть не рыночная, зато временная. Но кто же от таких денег отказываться будет?

«Ленэнерго», конечно, вкладывает средства в развитие сетей, строительство новых подстанций, но, повторим, платят за это инвесторы или бюджет, так что убытки на этом, казалось бы, получить трудно. Помогли этому два фактора. Первый – звёздный состав руководства компании: бывшие чиновники Смольного, дети федеральных чиновников, банкиров, друзья сенаторов. Наряду с ними компанией руководили обычные жулики. Так, бывший заместитель гендиректора по экономике и финансам Роман Тёмкин с прошлого года находится в международном розыске. Правда, ищут его по другому делу – о фиктивном НДС на 2 миллиарда рублей, которые они вместе с экс-сенатором Александром Сабадашем пытались украсть у бюджета. Сабадаш сел, а вот Тёмкин, говорят, занимается бизнесом в Майами. И где гарантия, что в «Ленэнерго» этот Тёмкин, имея доступ ко всем финансам, был чист на руку? Такие вот «эффективные менеджеры».

 

Вторая причина, которая ввергла «Ленэнерго» в убытки, – это едва не случившееся банкротство банка «Таврический». У компании там лежало на депозитах и обычных счетах около 16,5 миллиарда, которые не пропали, но зависли, возможно, лет на 20. Объяснить, почему такие деньги хранились в банке, который даже не входит в первую сотню, можно только пресловутым «человеческим фактором». «Таврический» принадлежал и управлялся почти столь же звёздной командой, как и «Ленэнерго». В 1990-х годах этот банк связывали всё с тем же Александром Сабадашем – тогдашним водочным королём, что ещё раз подтверждает: мир тесен. Были и другие известные люди. Потом едва ли не главным спонсором банка стала инвестиционная компания «Таврический», связанная с одним из сенаторов. При бывшем министре обороны Сердюкове и заместителе министра Григории Нагинском эта компания являлась главным поставщиком угля для нужд министерства. При этом Нагинский был старым знакомым и деловым партнёром главы и основного акционера банка Олега Захаржевского… После смены команды в Минобороны денежный поток, проходящий через банк, резко обмелел. Но руководство «Ленэнерго» продолжало держать 16 миллиардов рублей именно в нём, а не в каком-нибудь первоклассном банке. Сейчас этих денег, считай, что нет.

.Электросетевые компании обладают приятной для их владельцев особенностью: их невыгодно банкротить. Самые крупные акционеры «Ленэнерго» – это федеральные компании «Россети», «Комплексные энергетические системы» и администрация Санкт-Петербурга. Не могут же они сами себя высечь? Приходится спасать.

Формально деньги, выделенные на оздоровление «Лен-энерго», должны будут вернуться в бюджет, энергетики уже предложили смелый план, как рассчитаться с долгами: с июля повысить тарифы на 26–30 процентов! Правда, только для юридических лиц, но в итоге за всё заплатит население. На совещании в Кремле вопрос решили отложить до Нового года, хотя иных вариантов, кроме как повысить тарифы, нет.

Подведём краткий итог. Государство своими деньгами закрывает дыру в 32 миллиарда рублей в «Ленэнерго». Государственное же Агентство по страхованию вкладов выкладывает 20 миллиардов рублей на спасение банка «Таврический», плюс к тому банку разрешено оставить у себя 16 миллиардов рублей энергетиков. При этом никто ни в чём не виноват, все действовали в пределах полномочий и даже признаков злоупотреблений не обнаружено. Менеджеры просто наделали ошибок на полсотни миллиардов, но это им и на пользу, потому как на ошибках учатся.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.