«Не нужно сносить и выселять»

Пока Смольный ищет крупного инвестора, обитатели Апраксина Двора готовы своими силами его отреставрировать и превратить в торгово-культурный центр

Пока Смольный ищет крупного инвестора, обитатели Апраксина Двора готовы своими силами его отреставрировать и превратить в торгово-культурный центр

Апраксин двор, пока что обычный рынок,  может превратиться в  уникальный старинный торговый  квартал – если местный бизнес увидит в этом свою выгоду и заручится поддержкой города  

 

Реконструкция Апраксина Двора (в просторечии Апрашки) сдвигается на неопределённый срок, признал на днях губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. У города просто нет кандидатов на роль крупных инвесторов проекта, а стоимость работ, по словам главы города, очень серьёзная.

Красивая идея эпохи губернаторства Валентины Матвиенко – накрыть Апрашку стеклянным куполом, открыть там экспериментальные театральные площадки, культурно-досуговые центры, именуемые на западный манер «коворкингами», бутики, офисы и апартаменты – не выдержала столкновения с суровой кризисной действительностью. Шанс у неё был, когда проект взял на себя «Главстрой СПб» Олега Дерипаски. Но крупным инвестпроектам у нас в городе хронически не везёт, контракт был расторгнут, а новых желающих не нашлось.

Однако эта разочаровывающая, казалось бы, новость не оказала ни малейшего влияния на нынешнюю жизнь Апраксина Двора – она по-прежнему бурлит. Если там и знают о словах губернатора, то вряд ли огорчаются. Обитатели Двора давно уже стали на путь «ползучей реконструкции» комплекса своими силами и без приостановки бизнеса.

Ещё меньше огорчены покупатели. Почему-то не принято вслух говорить, что Апраксин Двор в первую очередь место дешёвого шопинга, возможность для людей сэкономить не лишние для них деньги. На крупнейший на Северо-Западе оптово-розничный рынок ежедневно устремляются десятки тысяч покупателей, которых в каждом отсеке старинных корпусов, в каждом подвале или просто на улицах под навесами ждут продавцы из ближнего и дальнего зарубежья. Товары в основном из «мировых мастерских» – Китая, Турции, Вьетнама, Кореи, всё почти то же самое, что в больших магазинах, только заметно дешевле. Рынок постепенно окультуривается, уличная торговля год за годом втягивается в крытые рынки и магазины, которые, в свою очередь, обзаводятся красивыми витринами, интерьерами, приветливыми продавщицами «из местных». Много заведений общепита – сплошь национальные кухни, очень вкусные и с почти советскими ценами. Повсюду идут ремонты, следов разрухи периода девяностых годов ещё немало, но, как говорится, перспективы хорошие.

– Я тоже совершенно не огорчена тем, что идея глобальной реконструкции отложена, – сообщила «НВ» депутат Законодательного собрания Петербурга, член рабочей группы по развитию Апраксина Двора при администрации города Ирина Иванова. – Возможно, она вообще не потребуется. Не нужно ничего сносить, перестраивать, никого выселять. Создан и действует пул собственников и арендаторов Апраксина Двора, у них там имеются свои общественные организации, союзы. Мне всё это чем-то напоминает новгородскую купеческую республику: они в один голос говорят, что вытянут всю реставрацию и реконструкцию своими силами. С соблюдением всех требований КГИОП. Ведь здесь была аптека, где покупали лекарства раненому Пушкину, магазины, куда захаживали Жуковский, Крылов, в общем, это настоящий заповедник старины, думаю, собственникам самим будет интересно оформить какие-то мемориальные зоны. Единственное, что нужно от города, – создать солидную управляющую компанию. Пусть она по примеру УК в жилых домах займётся инженерными коммуникациями, дорогами, уборкой, покончит с неорганизованной уличной торговлей, которая раздражает посетителей и мешает добросовестным арендаторам. Мы это обсуждали на рабочей группе, и губернатор, как вы знаете, принял соответствующее решение: к осени управляющая компания со стопроцентным городским участием будет создана.

В то же время официально от идеи масштабной реконструкции силами крупного инвестора администрация не отказывается. Отцам города хочется вместо нынешнего тесного, шумного, забитого машинами и людьми торжища видеть, как говорит губернатор, «красивое общественное пространство, где бы люди могли и деньги зарабатывать, и отдыхать. Чтобы там были как магазины, так и объекты культурного назначения: театры, выставочные залы, молодёжные пространства».

Цель достойная, но если Смольный не пойдёт войной на обитателей Апраксина Двора, а, напротив, решит им помочь, она может быть достигнута и без инвестора, в ходе естественной эволюции. От многих своих непривлекательных черт Апрашка уже избавилась. Так, по словам Ирины Ивановой, с уличным криминалом удалось справиться ещё в первой половине нулевых годов. Карманные кражи случаются, но реже, чем, например, в метро. Разборки на национальной почве давно закончились, за этим строго следят общественники. У таможни нет претензий к происхождению товаров, у миграционной службы – к документам гостей города, рейды соответствующих служб проводятся регулярно.

Здесь пока нет художественных лавок и театров, но, не исключено, они тоже появятся. Центральная часть Апраксина Двора – та, что полностью отремонтирована и перешла к магазинному формату, – уже сейчас напоминает некоторые богемные кварталы старого Парижа – с барами, бистро, лавками, уличными музыкантами. Хорошая управляющая компания сможет ускорить процесс эволюции Двора в новый, устраивающий всех формат. Во всяком случае, это та синица в руках, которая, возможно, лучше, чем не найденный пока журавль – инвестор.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.