Поехало!
Строители стадиона на Крестовском острове смонтировали и протестировали конструкцию выкатного поля – одной из главных изюминок петербургской арены
Стадион на Крестовском острове меняется на глазах, всё больше преобретая черты лучшей в стране футбольной арены
Работы по созданию и испытанию футбольного поля с газоном, подогревом и системой аэрации генподрядчик – корпорация «Трансстрой» – планирует завершить в конце августа 2015 года. Перемещение махины весом 7,5 тысячи тонн по 396 каткам заняло почти 6 часов.
– Не заклинило? – интересуюсь у пресс-секретаря «Трансстроя» Анастасии Гордеевой.
– Пусть бы попробовало! – весело ответила Настя.
Это сейчас на стройплощадке царит оптимизм, работы ведутся качественно, споро, а на выкатное поле уже никто не жалуется. А я помню, как года 3–4 назад строители и особенно генпроектировщики стадиона (уже бывшие) из «Моспроекта-4» пытались убедить заказчика, что ничего, кроме головной боли, эта дорогостоящая, стоимостью 2 миллиарда рублей, «игрушка» не принесёт.
– Проём под выкатное поле значительно уменьшит жёсткость чаши, а каждый из десятков тысяч механизмов в любой момент может заклинить, – не раз говорил мне главный проектировщик «Зенит-Арены» Дмитрий Буш. – Кроме того, в ваших северных широтах выезд газона за пределы чаши никакого положительного эффекта не даст.
Но заказчик – комитет по строительству Смольного – к аргументам маститого архитектора прислушиваться не стал. Правда, хлопот строителям выкатное поле добавило немало: проём под мост-трибуной пришлось значительно усилить, смонтировать его с запасом прочности 30 процентов. Ведь конструкциям южной трибуны предстоит колоссальная нагрузка не только из-за проёма под выкатное поле, но и по причине размещения именно здесь 8000 фанатских мест. Болельщики будущего «виража» станут не только свистеть и хлопать, но и топать, а может, и прыгать.
Бетонирование площадки, куда после матчей и зрелищных мероприятий будет выдвигаться газон, закончилось ещё в январе 2010 года, однако монтировать механизмы строители не спешили. К выдвижным конструкциям поля подрядчики приступили только осенью 2014 года. Это был именно тот случай, когда «заторможенность» оказалась во благо. Технологии совершенствуются очень быстро, а шарниры, колёсики и рельсы образца 2015 года надёжнее аналогов пятилетней давности. Та же «неспешность» наблюдается и в изготовлении двух табло для «Зенит-Арены». Там мировые стандарты по минипикселям меняются ежегодно.
У выкатного поля есть преимущество – его можно превратить в концертный трансформер. Но есть и сомнения – не заржавеют ли тысячи шарнирчиков при нашей зиме со снегом, переходящим в дождь. Одно дело – Гельзенкирхен, где местный «Шальке» играет на стадионе с такой же выкатной поляной, но где зимой тепло и сухо. Есть проблема и другого толка: огромные эксплуатационные расходы городского заказчика. Шесть часов на въезд-выезд в день игры – это десятки миллионов рублей. К тому же при «Зенит-Арене» надо держать штат квалифицированных инженеров и механиков. Но заказчик, не отказавшийся в своё время от выкатного поля, свой выбор сделал ещё на этапе проектирования.