«Идеальный город – тот, в котором можно выбирать, на чём поехать»
В эксклюзивном интервью «НВ» советник по развитию велосипедной инфраструктуры рассказала, что ожидать велолюбителям Петербурга
На днях в аппарате вице-губернатора Игоря Албина появилась новая должность – советник по развитию велосипедной инфраструктуры. Им стала Дарья Табачникова – экономист, урбанист и координатор известного городского движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга». Работать 30-летняя активистка будет на общественных началах. Кстати, это уже не первый опыт, когда при Смольном появляются советники из общественных организаций. Так, в 2011 году координатор движения «Живой город» Юлия Минутина стала градозащитным советником Валентины Матвиенко. Эффективность же работы нового советника зависит не только от его предложений, но и от того, станут ли к нему прислушиваться чиновники. Однако тот факт, что такая должность в принципе появилась, уже говорит о готовности городских властей начать решать проблемы городской велоинфраструктуры. О том, как превратить Петербург в велостолицу, «НВ» рассказала назначенная на днях велосоветник Дарья ТАБАЧНИКОВА.
– Расскажите, как вам предложили эту должность?
– Мы достаточно долго просили городские власти назначить советника по вопросам велоинфраструктуры в разных вариантах, к примеру при губернаторе. С такой инициативой выступала и «Велосипедизация Петербурга», и депутат Законодательного собрания Ольга Галкина, и Велокоалиция (объединение общественных организаций). Когда Игорь Албин начал курировать транспортно-дорожную сферу Петербурга, этот вопрос стал одним из его профильных, поэтому он, видимо, вспомнил о наших идеях и предложил оформить всё официально.
– Что будет делать советник по развитию велосипедной инфраструктуры в Петербурге?
– Это пока обсуждается. В ближайшие выходные я напишу план предложений, а как это будет реализовано – пока вопрос. Ещё не ясен сам формат работы, да и кто такой общественный советник – тоже пока не очень понятно. В Петербурге такой должности никогда раньше не было, хотя в других крупных городах это обычная практика. К примеру, в Москве есть советник по развитию велосипедного движения при мэре, во многих городах мира существуют советники обычно либо по велосипедной, либо по велопешеходной инфраструктуре. Это человек, к которому можно обратиться за консультацией, который может предоставить контакты. Тема для города новая, но, я думаю, нужная, потому что и самим велосипедистам, и горожанам, и органам власти необходимо иметь человека, который может посоветовать, какое решение стоит применять в данном случае или к кому из международных или российских экспертов обратиться за консультацией.
– А какая сегодня вообще ситуация с велосипедами в Петербурге? Насколько комфортно велолюбителям на улицах северной столицы?
– Сегодня практически все города мира, в том числе большие, занимаются развитием велосипедной инфраструктуры, потому что считают, что это элемент устойчивой мобильности. Ведь что бы ни случилось с нашей техникой, бензином, и какие бы нас не настигали кризисы, люди всегда могут ходить пешком и ездить на велосипеде, потому что это не очень дорого. Если сравнивать с городами, которые занимаются этим направлением хотя бы несколько лет, то мы ещё в самом начале пути. На российском уровне Петербург занимает второе место после Москвы. У нас есть план по развитию велосипедного движения, уже проведены предпроектные работы, но Москва, конечно, далеко впереди: буквально на днях они начали делать достаточно протяжённую велосипедную дорожку на Бульварном кольце – в самом центре столицы.
– И что можно сделать, чтобы попытаться догнать другие велостолицы? Какие задачи стоят перед велосоветником?
– Во-первых, контроль за теми велодорожками, которые построят уже в этом году. Это две пилотные зоны длиной почти в 10 километров на Бухарестской улице и на проспекте Ветеранов. Во-вторых, я, конечно, буду предлагать рассматривать развитие велосипедной инфраструктуры в центре города в том числе. Третье направление – надо начинать обучение велосипедистов. Возможно, это будут брошюры, лекции или практические занятия, возможно, распространим опыт нашей «Велошколы» (занятия по безопасной езде на велосипеде в городе, которые проводит «Велосипедизация Петербурга». – Прим. ред.). Посмотрим, как это лучше сделать.
– Как, на ваш взгляд, должен выглядеть идеальный для велосипедистов Петербург?
– Я бы хотела, чтобы он был идеальным не только для велосипедистов, но и для пешеходов, автомобилистов и тех, кто ездит на общественном транспорте, потому что идеальный город – это тот, в котором можно каждый день свободно выбирать, на чём поехать. Ведь совершенно понятно, что не все обязаны ездить на велосипедах, просто должен быть удобный общественный транспорт, свободные пространства для пешеходов, где они смогут передвигаться, не обходя рекламные тумбы и столбы. И конечно, должна быть отдельная велосипедная инфраструктура. Тогда у всех будет своё место, движение станет спокойнее, количество автомобилей уменьшится и всем станет комфортно.