Совсем не святые «святые»
Очередной скандал спровоцировал председатель экспертного Изборского клуба писатель Александр Проханов. На межрегиональной книжной ярмарке «Волжская волна» в Саратове он представил изображение, именуемое им «корпоративной иконой» клуба. На «иконе» изображён Иосиф Сталин в окружении маршалов Великой Отечественной. Над группой – Богоматерь с Младенцем в сонме ангелов. Образ окропил святой водой иеромонах Виссарион (Самусев)
Очередной скандал спровоцировал председатель экспертного Изборского клуба писатель Александр Проханов. На межрегиональной книжной ярмарке «Волжская волна» в Саратове он представил изображение, именуемое им «корпоративной иконой» клуба. На «иконе» изображён Иосиф Сталин в окружении маршалов Великой Отечественной. Над группой – Богоматерь с Младенцем в сонме ангелов. Образ окропил святой водой иеромонах Виссарион (Самусев).
Происшествие сразу же вызвало резкую реакцию Саратовской митрополии. «Клирик проявил вопиющую некомпетентность и духовную нерассудительность, совершив это моление перед неканоничным изображением, не признанным Русской православной церковью и не являющимся иконой в полном смысле этого слова», – сказано в заявлении епархии. Молодого батюшку, ссылающегося в своё оправдание на неопытность, наказали, но дело уже сделано. Ведь для Проханова и его единомышленников всё это – не более чем ход в деле продвижения своих идей.
– Полагаю нужным пересмотреть образы героев Великой Отечественной и серьёзно подумать насчёт причисления их к лику святых, – пояснил смысл действа Проханов.
Ещё раньше Изборская «икона» была продемонстрирована Прохановым публике на месте крупнейшего танкового сражения Великой Отечественной войны – Прохоровском поле. И тогда Церковь выступила против: «Хотя картина написана в «иконописном стиле», всё же по целому ряду причин иконой она считаться не может. Во-первых, никто из изображённых на ней исторических персонажей не причислен Русской православной церковью к лику святых. Во-вторых, некоторые из изображённых на данной картине были откровенными гонителями Церкви», – заявила Белгородская митрополия.
Попытки сближения православия с коммунизмом при всей их абсурдности – один из трендов последнего времени. Дискредитировавшая себя идеология лихорадочно ищет в лице своих адептов возможность реабилитироваться в глазах общества. Использовать враждебную систему ценностей как локомотив в деле завоевания душ – обычный приём антисистемы. На самом же деле православность того же Проханова – потомка сектантов молокан и баптистов, убеждённого коммуниста – весьма сомнительна.
– Обращение с якобы своей религией как с чуждым материалом – что хочу, то ворочу, – оно, безусловно, имеет сектантские корни, – уверена писательница Елена Чудинова.
Она даже сомневается, был ли Проханов крещён. Но пусть бы и крещён – это ничего не меняет. Негативистские порывы могут иметь и внешне вполне православные люди. Так, семь лет назад в храме Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне была некоторое время выставлена «икона», где того же Сталина благословляет святая Матрона Московская – есть такая неканоническая легенда о встрече подвижницы и тирана. Образ выставил настоятель храма игумен Евстафий (Жаков). И тогда Церковь расставила точки над «i».
– Разговоры о святости Сталина – кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, – сказал тогдашний руководитель пресс-службы Московского патриархата отец Владимир Вигилянский.
Икона была удалена из храма, а вскоре там сменился и настоятель. Однако, как видим, до сих пор продолжаются попытки представить «вождя народов» в образе святого. И не только его. Среди некоторой части консерваторов популярна идея канонизации Иоанна Грозного и даже палача Малюты Скуратова. В недрах РПЦ существует целое сообщество «царебожников», имеющее хорошую перспективу стать очередной еретической сектой. Не лучше псевдоправославной секты «сиверсовцев», поклоняющихся «святому Гитлеру». Антисистемщикам всё равно, какой концепцией тот или иной выдающийся людоед оправдывал своё людоедство. Они поднимают его на знамёна именно за злодейство, а не за идеи.