ММКФ взял курс на импортозамещение

Московский международный кинофестиваль открылся в зале «Россия» на Пушкинской площади как обычно – приветственными речами, музыкальными номерами, модным дефиле на красной дорожке

Московский международный кинофестиваль открылся в зале «Россия» на Пушкинской площади как обычно – приветственными речами, музыкальными номерами, модным дефиле на красной дорожке. Актрисы, исключительно отечественные, щеголяли красивыми, а иногда нелепыми нарядами. Режиссёры, артисты, продюсеры мужского пола дресс-код соблюдали не всегда. Одни приоделись в смокинги, другие – в майки и джинсы. Их можно понять: толпиться в тесноте в фойе, а после сидеть где-нибудь в бельэтаже в душном парадном наряде радости мало. Да и в партере не слишком комфортно. Даже личному переводчику председателя жюри Жан-Жака Анно места почему-то не нашлось.

Единственная настоящая мировая кинозвезда Жаклин Биссет (незабываемая «Дикая орхидея»), известная также своим многолетней давности романом с русским танцовщиком Александром Годуновым, на Московском фестивале бывала много раз, но впервые стала членом жюри. Бедняжке не повезло. В первый же вечер в Москве она подвернула ногу и на сцену вышла в пышном эффектном платье, но прихрамывая. Что не помешало ей выражать свою радость и уверенность по поводу того, как много хороших фильмов ей предстоит увидеть.

37-й ММКФ, отмечающий в этом году 80-летие со дня основания, стал короче – всего 8 дней. Бюджет в 115 миллионов рублей при переводе в иностранные дензнаки тоже уменьшился, оплачивать приезд звёзд и платить за показы знаменитых кинолент становится всё сложнее.

По правилам фестивалей высшей лиги, обозначенной классом А, в конкурсе должны быть только премьерные, нигде прежде не засвеченные фильмы. Они и будут, только громких мировых имён и картин, которые достались бы Москве в напряжённой конкурентной борьбе с Каннами, Берлином, Венецией, зрители не увидят. ММКФ не тот фестиваль, куда востребованные продюсеры и режиссёры мечтают отдать свои произведения. Кинорынка нет, мировой кинопрессы тоже. Всё мило, скромно, по-домашнему. Для мирового кинобизнеса ММКФ – пустая трата времени.

Принцип импортозамещения, проникший и в фестивальную политику, выдвигает на первый план российских участников. Соревноваться им особенно не с кем. Скромные фильмы из Ирана («Море и летающая рыба»), Сербии («Анклав»), Испании («Герои зла»), Ливана («Дорога»), Казахстана («Шлагбаум»), Болгарии («Лузеры»), безусловно, не лишены художественных достоинств, но не за ними охотятся фестивали первого ряда. В такой ситуации неудивительно, что именно у наших участников большие шансы на призы.

Россия в конкурсе представлена тремя картинами. Это «Авентур» Ирины Евтеевой, «Орлеан» Андрея Прошкина и «Милый Ханс, дорогой Пётр» Александра Миндадзе.

Ирина Евтеева продолжает искусно соединять живую, некомпьютерную анимацию и настоящих артистов. Её «Авентур» – экранизация петербургского рассказа Александра Грина и восточной притчи о художнике и императоре. В пространство рисованного кадра замечательно вписались Владимир Кошевой и Сергей Дрейден.

«Орлеан» Андрея Прошкина – это буйство красок, фантазии, изломанных персонажей на грани фола и завлекательной, волнующей музыки. Саундтреком фильма стали композиции Алексея Айги и песни знаменитой гранж-группы из Великобритании, неоднократных номинантов «Грэмми» The Tiger Lillies. Сценарий «Орлеана» был написан Юрием Арабовым семь лет назад и долго ждал своего режиссёра. В нём философские размышления постоянного соратника Александра Сокурова о природе добра и зла воплощены в необычном жанре. Автор обозначил его как «фантасмагорию греха». Замечательные артисты Елена Лядова, Виталий Хаев, Тимофей Трибунцев, Виктор Сухоруков, Павел Табаков увлечённо, с видимым наслаждением играют своих фриковых, утрированных, смешных и зловещих персонажей.

Третий российский участник основного конкурса – кинодраматург и режиссёр Александр Миндадзе – мог бы представлять и Германию. В его фильме «Милый Ханс, дорогой Пётр» звучит немецкая речь, играют немецкие артисты. Действие происходит в СССР перед началом войны на заводе, где работают советский парень Пётр и немецкий инженер Ханс. Они друзья и соперники, оба добиваются симпатии одной женщины. Кругом вроде бы мирная жизнь. Никто не знает, что война уже на пороге, она совсем близко, но дыхание зловещих перемен словно носится в воздухе.

Во внеконкурсных программах ММКФ выделяется документальная панорама «Свободная мысль», собравшая лучшие полнометражные документальные фильмы разных стран за минувший год, отмеченные призами международных фестивалей. Скандальные эротические картины «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя, «Пазолини» Абеля Феррары, «Наш запах» Лэрри Кларка собраны в разделе «Фильмы, которых здесь не было».

Жаль, что не показанным на нынешнем ММКФ останется всё самое лучшее из программ Каннского фестиваля этого года. Отборщикам не удалось вовремя договориться с дистрибьюторами, купившими некоторые каннские новинки для будущего российского проката. А платить за нашумевшие фильмы, о которых все слышали и которые хотят увидеть, ради нескольких показов фестивальная дирекция не считает нужным. Ведь зрителям всё равно найдётся что посмотреть, пусть и не самое свежее.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.