Это просто праздник какой-то…
«НВ» разбиралось, какие праздники нужны россиянам и как сделать, чтобы они не превращались в обычные выходные дни
Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило проект постановления о переносе выходных дней в 2016 году. Документ, который сейчас проходит процедуру общественного обсуждения, предусматривает сохранение 10-дневных новогодних каникул, четыре дня отдыха на Международный женский день и столько же в связи с Днём весны и труда. Остальные включённые в Трудовой кодекс РФ праздники подарят нам по одному дополнительному выходному, если предложение министерства будет одобрено. Ну и как это происходит в последние годы, вновь разгорелась дискуссия: мол, не многовато ли россияне отдыхают? Кризис на дворе! И вообще, не перебираем ли мы с праздниками?
В итоге года не проходит, чтобы у законодателей не родилась идея пересмотра праздничного календаря. Так, например, на днях думские «справороссы», в очередной раз предложили сократить новогодние каникулы, а в качестве «компенсации» сделать праздничным выходным День космонавтики. Госсовет Татарстана в прошлом году предложил Госдуме отменить предусмотренную Трудовым кодексом РФ практику переноса выходного дня на понедельник, если праздник выпадает на субботу или воскресенье, что позволило бы серьёзно сократить количество официальных выходных. Между тем практика переноса – отнюдь не наше изобретение. Она существует во многих странах Западной Европы, что не мешает им успешно «ковать ВВП». То и дело звучат идеи отказаться от новогодних каникул. Особенно активно эту идею высказывают работодатели, для которых, разумеется, длительное «ничегонеделание» подчинённых оборачивается упущенной прибылью. Не всем по душе приходятся и ставшие многодневными благодаря предусмотренным трудовым законодательством переносам майские праздники. Подобное отношение к красным дням календаря возникает в том случае, когда их воспринимают исключительно как «лишние выходные». Но стоит только сместить угол зрения, как становится очевидной колоссальная ценность праздника.
– С точки зрения социологической теории праздник – это инструмент формирования солидарности того или иного сообщества, способ объединить людей вокруг какой-то ценности и идеи, – поясняет профессор кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ, доктор социологических наук Владимир Ильин. – Празднуя что-то, мы тем самым определяем круг своих, тех людей, кто эти ценности разделяет. Мы – это те, кто данный праздник отмечает, они – те, кто его не празднует. Тем самым формируется граница между «мы» и «они» и солидарность и сплочённость того или иного сообщества, будь то семья, люди одного вероисповедания, граждане одной страны и так далее. В этом – главная социальная функция любого праздника.
Однако не все принятые в России праздники с этой функцией справляются. Так, может, и впрямь стоит от чего-то отказаться? Например, со своей главной социальной функцией совершенно не справляется День народного единства (4 ноября), хотя, казалось бы, кому, как не ему, объединять россиян. Однако, согласно опросам «Левада-центра», его отмечают менее 20 процентов россиян, причём с момента своего учреждения в 2005 году их количество особо не меняется. Да и сам характер отмечания говорит о том, что для россиян этот день не приобрёл какого-то особого значения. Как показывают результаты опросов, проведённых ВЦИОМом, 4 ноября россияне предпочитают ходить в гости либо устраивать домашнее застолье. На официальные торжественные мероприятия отправляется лишь один процент опрошенных. В представлении же подавляющего большинства граждан День народного единства, который учредили исключительно в пику 7 ноября, лишь очередной выходной.
Примером удачной трансформации праздника является 1 Мая. Это уже не День международной солидарности трудящихся, а просто возможность выехать на пикник или же поучаствовать в городских массовых мероприятиях, дав волю эмоциям. И хотя некоторые продолжают традицию проведения демонстрации в этот день, теперь всё чаще в праздничных колоннах мы наблюдаем отнюдь не трудовые коллективы. В этом плане показательна новосибирская «Монстрация» – акция, которая шагнула за пределы столицы Сибири и проходит
1 Мая в ряде других городов. Суть её состоит в том, что люди, преимущественно молодёжь, проходят по улице с самыми абсурдными лозунгами, нередко в нелепых костюмах. В общем, сплошное веселье и дурачество, хотя поначалу власти города видели в этом какую-то оппозиционность и пытались бороться. К счастью, победил здравый смысл…
Как победил он и в отношении Дня святого Валентина. Со стремлением молодых людей праздновать День всех влюблённых попросту смирились, хотя в своё время в противовес придумали свой, российский праздник – День любви, семьи и верности, который по сей день приживается со скрипом, несмотря на все бюджетные траты.
Вот и Дню народного единства трансформация из придуманного праздника в общепринятый, похоже, не светит. Взять хотя бы ритуальную часть: чем он отличается от того же Дня России? Да ничем в общем-то. И если поднимать вопрос об оптимизации праздничного календаря, тогда от 4 ноября можно совершенно безболезненно отказаться. А выходной перенести на 31 декабря.
А что же другие праздники, которые не имеют статуса официальных выходных дней? Если собрать воедино все памятные даты, дни воинской славы, профессиональные и религиозные праздники, тогда без преувеличения можно сказать, что в российском календаре праздник – каждый день. Но во всех ли из них есть необходимость?
Нет, с функцией повода для освоения бюджетных средств они справляются. Вот, например, в Санкт-Петербурге, как и во многих других субъектах Федерации, есть закон о собственных праздниках. Среди них, например, День городского устава, который отмечается 14 января, когда для большинства горожан этот день – старый Новый год. Или, например, День святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и День рождения Петра I. Кто-нибудь отмечал этот праздник 9 июня, кроме питерского художника Дениса Тофа, который водрузил перед памятником основателю города огромный «торт» из картона и монтажной пены? Между тем каждый год под проведение городских праздников закладывается весьма немалая сумма в городском бюджете. Однако, кроме Дня города, «Алых парусов» и блокадных годовщин, все они проходят незаметно для горожан.
Между тем праздники могут и должны быть не только расходной статьёй, когда они действительно становятся в тягость, но и источником доходов, и немалых. И в этом плане количество праздников, которые не сопровождаются внеочередными выходными, можно было бы даже увеличить. Например, проводимый в небольшом испанском городке Буньоль фестиваль Томатина приносит его жителям столько доходов, что на весь оставшийся год хватает. Толпы туристов со всего мира едут сюда лишь с одной целью – покидаться друг в друга спелыми помидорами. Ну а жители под это дело стригут купоны на их размещении, кормлении, развлечении. Или тот же карнавал в Рио – событие, которое каждый год привлекает миллионы туристов с деньгами.
Событие – вот что привлекает современных туристов. В России же пока лишь один праздник занесён в реестр мирового событийного туризма – петербургские «Алые паруса». Однако его потенциал как доходного для казны мероприятия пока используется слабовато. В масштабах же страны, по мнению специалистов, именно Новый год и сопровождающие его каникулы могли бы стать событием, привлекающим как внутренних, так и внешних туристов. Ведь за рубежом, особенно в странах Западной Европы, в большей чести Рождество, а не начало года, как у нас. Так что при умелом подходе новогодние каникулы могли бы стать новым стимулом для развития экономики, увеличения внутреннего спроса. Было бы желание…
авторитетно
«Невнятная причина для праздника, и отношение к нему такое же невнятное»Владимир Ильин, профессор кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ, доктор социологических наук:
– Когда люди воспринимают праздник просто как дополнительный выходной, это говорит о том, что они не разделяют идеи того, что данный праздник – способ сплочения. Увы, День народного единства придумали впопыхах, и, думаю, мало кто представляет, в чём его смысл. Какие-то поляки когда-то что-то устроили, какая-то Смута, а если использовать не мифологию, а реальную историю, тогда однозначно говорить, кто с кем боролся и кто кого победил, и вовсе очень сложно. Невнятная причина для праздника, и, соответственно, отношение к нему такое же невнятное. И оно будет оставаться таковым, пока не произойдёт формирование ясного, чёткого и понятного смысла вокруг этого праздника. Это должен быть праздник в духе «Мы – россияне», а не мы – россияне, которые победили каких-то поляков сотни лет назад. Время для него тоже выбрано предельно неудачно: ноябрь – это для России хуже не придумаешь.
В такой период года праздник может быть либо домашним, либо отмечаемым в учреждениях культуры, где собираются небольшие группы, а это уже подрывает идею данного праздника как всенародного. Мало того, чтобы люди собирались дома, поздравляли друг друга, нужна очень веская причина, которую в отношении Дня народного единства пока никто сформулировать не может. Но есть и другой пример – День России. С одной стороны, это тоже был очень невнятный праздник. Что нам предлагалось праздновать? Распад страны? И некоторое время решение сделать праздником независимость России от СССР действительно воспринималось как повод для иронии. Но сейчас об этом постепенно забывают, праздник приобретает какие-то более или менее чёткие очертания, формируется определённая культура празднования и всё больше людей воспринимают его как День России.
«Нужно выводить программу с местечкового уровня»Геннадий Шаталов, председатель попечительского совета Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards:
– Сегодня одним из самых востребованных направлений в развитии туризма, в том числе внутреннего, является туризм событийный. Это подчёркивает то огромное количество событий, которые проводятся у нас в стране. Но есть одно «но»: у нас эти события ещё не совсем туристские, не совсем привлекательные для туристов как из других регионов, так и из-за границы. В большинстве случаев устроители ориентируются на свою конкретную территорию, не понимая до конца, что нужно просто перестроить их и привлекать туристов, которые приедут и привезут деньги. Но в последнее время всё больше организаторов тех или иных событий пересматривают их концепцию, в том числе благодаря нашей премии, начинают развивать информационную политику, распространять информацию в интернет-ресурсах, а не только внутри своего населённого пункта или территории, выводить программу с местечкового уровня на более широкий, изучать опыт других территорий и понимать, что нужно добавить в свой праздник-событие, чтобы он стал привлекательным для туристов.
Несомненно, нам ещё далеко до таких знаковых мероприятий, как тот же Октоберфест, куда съезжаются миллионы гостей со всего мира. Но мы только в начале пути. Есть положительный тренд, который начали нормально воспринимать в том числе представители органов власти. Вот что главное! Сейчас один из бумов, который набирает обороты во всём мире, – это гастрономические фестивали. Что нужно желающему хорошо провести время человеку испокон веков? Хлеба и зрелищ! И это нормально. Некоторые уже и в России начинают дополнять подобные мероприятия карнавалами, уличными шествиями, увеличивать музыкальную программу, а это уже становится по-настоящему привлекательно. Мы проводили совместную конференцию в Ростове с итальянцами, обсуждая, на что бы приехали уважаемые гости из-за рубежа. Они бы с удовольствием приезжали на события национального характера, особенно если это связано с гастрономией.
Важно, чтобы это был не лубочный стиль, а современная интерпретация с историческим погружением, как это, например, делают в Татарстане на фестивале «Великий Булгар». И обязательно интерактивное вовлечение в праздник. Они хотят сами участвовать! И ещё немаловажный фактор – сувениры, имеющие непосредственное отношение к событию. Их нехватку отмечают многие туристы и наши зарубежные коллеги. Приезжая на территорию, на то или иное событие, на праздник, они не видят уникальных туристских сувениров, особенно не очень дорогих. К сожалению, этот вопрос не продумывается пока многими организаторами…